Инициативу родила рабочая группа при Администрации Президента с участием Министерства юстиции, но в парламент она попала за подписями депутатов из всех думских фракций. Все вышесказанное гарантирует «зеленую улицу» при принятии, а шансы на внесение существенных поправок делает минимальными.
Законопроект этот — продолжение внутренней политики последних лет, основанной на усердном вбивании в головы россиян нехитрого тезиса «все иностранное значит вражеское». А история его появления — наглядная иллюстрация жизненной ситуации, которую можно определить словом «допросились».
Закон об НКО — «иностранных агентах» был принят в 2012 году. Он предписывает Минюсту включать в особый реестр организации, которые получают деньги (хоть копейку!) или имущество от иностранных источников и при этом еще и занимаются «политической деятельностью». В реестр «агентов» попали за эти годы 120 организаций. 21 из них «почетного» звания потом лишились — или отказавшись от иностранного финансирования, или самоликвидировавшись.
То, что определение «политической деятельности» в законе прописано нечетко, допускает множественное толкование и при желании позволяет причислить к «агентам» любую общественную организацию, не говорил только ленивый. 1 октября 2015 года по итогам встречи с членами своего Совета по правам человека, где этот вопрос был вновь поднят, Владимир Путин поручил Администрации Президента и Минюсту «рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях в части, касающейся уточнения понятия политической деятельности, и представить соответствующие предложения».
В январе 2016 года плод труда рабочей группы представил широкой публике Минюст. Плод категорически не понравился общественным организациям. Совет по правам человека 10 февраля провел обсуждение законопроекта (оно длилось 6 часов), раскритиковав его в пух и прах, но экспертное заключение пока не опубликовал. Но, не дожидаясь его появления, инициативу направили в Госдуму…
Авторами ее теперь числятся единороссы Дмитрий Вяткин, Владимир Плигин и Владимир Поневежский, коммунист Сергей Решульский, справоросс Александр Тарнавский и член фракции ЛДПР Максим Шингаркин. Подписанный ими текст и тот, что ранее презентовал Минюст, похожи, как однояйцовые близнецы.
«Уточнение», надо признать, получилось исчерпывающим: никаких двойных толкований оно больше не допускает, все предельно четко и ясно. Общественной организации, даже будь она экологической, правозащитной, защищающей инвалидов, спортивной, благотворительной, научной, культурной, пропагандирующей здоровый образ жизни и т.д. и т.п., при наличии иностранного источника финансирования лучше вообще ничего не делать, сидеть тихо и не высовываться. Нет, продукты инвалиду принести можно, и корм в приют для бродячих кошек или собак отвезти — тоже в принципе можно. Но дать интервью местной газете с критикой решения о сокращении льгот для тех же инвалидов или законопроекта, разрешающего отстреливать бродячих собак, поучаствовать в работе экспертного совета при министерстве, к примеру, — нельзя. Вернее, можно — но «агентом» признают непременно!
Потому что политической деятельностью законопроект предлагает считать не только наблюдение за выборами или участие в массовых уличных акциях, но и «участие в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений», и «публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов», «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий (надо понимать, через Интернет. — «МК»), оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики». А также «проведение и обнародование опросов общественного мнения или иных социологических исследований»…
Глава СПЧ при Президенте РФ Михаил Федотов в разговоре с «МК» заявил, что «теперь СПЧ направит в Госдуму предложения о поправках к этому законопроекту и будет настаивать на их принятии». Сам Совет субъектом законодательной инициативы не является, и поправки эти, если власть захочет к ним прислушаться, должны быть внесены от имени президента, правительства или депутатов. «Если наши замечания не будут учтены — поручение президента окажется невыполненным», — сказал г-н Федотов.
Но главное теперь — сочтет ли свое поручение выполненным сам президент…