При этом в кабмине настойчиво призывают не называть план антикризисным. И уж тем более не надеяться, что перечисленные в нем меры сработают как универсальное лекарство - сразу излечат российскую экономику от всех болезней. "Не надо думать, что мы сейчас что-то сделаем и снова будем жить хорошо. Это не кризис, а просто тяжелая ситуация, наша новая ситуация, в которой мы будем находиться какое-то время", - терпеливо пояснял журналистам один из правительственных чиновников.
Первая часть плана состоит из 50 пунктов и предусматривает меры финансовой поддержки. Их получат немногие.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что в реальном секторе экономики приоритет был отдан отраслям с высоким потенциалом роста, которые быстрее других приспосабливаются к изменившимся условиям. Это автопром, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и легкая промышленность.
Отдельной строкой прописана поддержка несырьевого экспорта. Дешевый рубль создает хорошую конъюнктуру для продвижения российских товаров на мировом рынке, и этой возможностью грех было бы не воспользоваться. По словам Улюкаева, план предусматривает субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам и оказание услуг предприятиям по линии "Российского экспортного центра".
Кроме поддержки реального сектора, средства антикризисного фонда должны нивелировать возросшие социальные риски. В частности, 3 млрд руб решено выделить регионам на стабилизацию рынка труда. Этих средств, по словам главы Минсоцзащиты Максима Топилина, хватит на переобучение и временное трудоустройство 120 тыс.человек. "Мы попытаемся сделать так, чтобы люди могли переместиться из сложных предприятий в те, которые в настоящее время являются "точками роста", - уточнил министр.
Еще 7 млрд руб предназначаются специально для моногородов. Впрочем, чиновники лукавят: раньше моногородам хотели дать более 12 млрд руб, но оказалось, что не потянут. Кроме того, власти решили поддержать летнюю оздоровительную кампанию в регионах: на 6 млрд федеральных рублей в лагеря смогут отправиться 275 тыс детей из неблагополучных семей.
На этом финансовые возможности антикризисного фонда исчерпываются. По словам Улюкаева, его предельный, согласованная с премьером, объем составляет 250 млрд руб, из которых по конкретным статьям пока расписаны 185 млрд руб. Кроме того, план включает антикризисные мероприятия без конкретных источников финансирования. Таковых набралось на 189 млрд руб.
Так, правительство пока не определилось, в какой форме и с какого числа будет оказывать поддержку семьям с детьми за счет средств материнского капитала. Ранее говорилось, что это будут ежемесячные выплаты наиболее нуждающимся. Однако, по словам Топилина, вопрос еще требует дополнительного обсуждения.
В таком же положении находятся программы льготной ипотеки (16,5 млрд руб) и лизинга авиационной техники. Все согласны, что они нужны, но решений, подкрепленных реальным финансированием, пока нет.
Алексей Улюкаев специально подчеркнул, что, в отличие от 2015 года, никакой помощи кредитным учреждениям оказывать не предполагается - они и так себя неплохо чувствуют. Впрочем, за банковский сектор в любом случае можно не беспокоиться. Все программы по субсидированию ставок предусматривают, что разницу получат банки.
Министр финансов Антон Силуанов, слушая выступавших, нервно постукивал пальцами, а после окончания заседания заявил, что у его ведомства только два приоритета - выполнение публичных обязательств (то есть выплата пенсий и пособий) и поддержка отдельных отраслей промышленности (см выше). Именно на эти цели деньги будут направляться в первую очередь, а уж дальше, как получится.
Силуанов напомнил, что президент ставит перед кабмином задачу обеспечить устойчивость макроэкономических показателей. Дефицит бюджета не должен превысить 3%, а при средней стоимости нефти 42 доллара за баррель, сделать это будет непросто. "Поэтому все решения по финансированию антикризисных мер будут приниматься предельно аккуратно, чтобы не разбалансировать бюджет", - заявил он, предупредив, что раньше апреля (когда будут рассматриваться очередные поправки в бюджет) дополнительные источники вряд ли появятся.
Весьма слабая материальная часть антикризисного плана подкрепляется обширной теорией - вторая часть документа включает почти 100 пунктов, на которые деньги не требуются. "Это структурные меры, законодательные решения, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста. Они рассчитаны не только на текущий год, но и на среднесрочную перспективу", - пояснил Медведев.
Главная цель правительства - создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса и инновационных компаний. Для этого еще на 5 лет (а не на три, как хотели раньше) продлевается действие системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход.
Долю небольших предприятий в госзакупках, по словам ДАМа, планируется увеличить до 15%, также предусмотрен комплекс мер по сокращению издержек естественных монополий и улучшению инвестиционного климата.
Представитель аппарата говорит, что правительство было не прочь включить в перечень антикризисных мер реформу правоохранительной и судебной системы, но это не его прерогатива.
Медведев подчеркнул, что реализация плана потребует активной законотворческой деятельности, причем большинство законопроектов должны быть внесены и приняты Госдумой до окончания весенней сессии.
В целом, на поддержку экономики в 2016 году планируется направить 880 млрд руб: эта цифра учитывает объем антикризисного фонда и средства заложенные в бюджет ранее (например, 310 млрд субсидий регионам).
Фонд национального благосостояния (ФНБ) пока решили особо не трясти, выделив только 40 млрд на локомотивы РЖД. "Нельзя подвергать экономику риску и тратить более 50% нефтяных денег на внутренние расходы. Любая благоприятная конъюнктура будет рассматриваться как способ пополнить резервы", - формулируют в правительстве новое бюджетное правило.