Константин Ильковский проработал руководителем Забайкальского края три года. Его «добровольно-принудительный» уход связан не с коррупцией, а с неспособностью исправить ситуацию в регионе. Нужно отметить, что Константину Ильковскому досталось тяжелое наследство от его предшественника Равиля Гениатулина, отправленного в отставку в 2013 году также в феврале.
Вопросы к главе Забайкальского края копились давно. Еще в 2014 году начались задержки выплат зарплат бюджетникам, учителям и врачам, выплат детских пособий. Общая сумма задолженности превысила 1 миллиард 400 миллионов рублей. В отдельные периоды бюджетникам не платили по нескольку месяцев. Это привело к массовым забастовкам учителей и падению популярности Константина Ильковского в крае, который так и не смог здесь стать своим. Но последней каплей, переполнившей терпение федерального центра, стал провал программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Выполнение этой программы в Забайкальском крае срывалось из года в год (в 2015 году всего 15% от намеченного). Это заслужило оценки «саботаж» от министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня.
Что же касается главы Карелии Александра Худилайнена, то он сравнительно легко отделался. Лишь потому, что во время встречи с президентом вечером 16 февраля он предложил главе государства подробный план выхода из ситуации, который тот принял. От выговора Худилайнена это не спасло, но отставки он избежал. Пресс-секретарь карельского главы Марина Кабатюк рассказала «МК» об итогах встречи Александра Худилайнена с Владимиром Путиным:
— Александр Петрович не скрывает, что критика справедлива. Но стоит отметить, что он также представил президенту детализированный план решения данной проблемы, который глава государства услышал и одобрил. Теперь нужно не только наверстать упущенное, но и в полном объеме исполнить те задачи, которые стоят на текущий год.
По словам пресс-секретаря, проводится еженедельный штаб по вопросам реализации программы переселения ветхого фонда. Глава ежедневно знакомится с фотоотчетами со строек, чтобы видеть, какие конкретные работы ведутся на каждой стройплощадке.
Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий региональную политику, выступая 17 февраля в Госдуме, напомнил, что с 2014 года предпринимаются меры, направленные на повышение ответственности федеральных и региональных органов власти за «целевое и своевременное использование тех субсидий, которые выделяются субъектам Федерации». С 1 апреля этого года ответственность за невыполнение обязательств будет применяться и к региональному руководству. «Первый звонок прозвенел сегодня, — заявил вице-премьер. — Забайкальский край и Карелия взяли на себя соответствующие обязательства по использованию субсидий на ликвидацию аварийного жилфонда, не выполняли их в течение двух лет подряд, одному региону начислено 400 млн штрафных санкций, другому — 300 млн рублей». «Взыскивая штрафы, мы накажем население регионов», — пояснил он.
Такая же ситуация с реализацией программы расселения аварийного и ветхого жилья была и в Республике Коми, признал г-н Козак, но там «смена руководителя произошла естественным путем, и санкции поэтому применяться не будут». («Естественным путем», он, видимо, считает арест главы региона Вячеслава Гайзера. — «МК».)
Глава Минстроя Михаил Мень позднее сообщил, что нынешнее руководство Коми резко активизировало работу. Но аудитор Счетной палаты Юрий Росляк привел неутешительные цифры. За три года реализации госпрограммы по расселению аварийного жилья выполнено меньше, чем осталось сделать за оставшееся до ее окончания время (до 1 сентября 2017 года). Главную проблему в СП видят в отсутствии денег в региональных и муниципальных бюджетах на софинансирование строительства жилья для переселения.
Николай Федоров, «МК в Бурятии»,
Дмитрий Ананьин, «МК в Карелии»