Вообще-то ОАЭ на выдумку хитры. Они сработали самое большое в мире горнолыжное нечто да еще под крышей (арабское Сочи), а также остров, который, если смотреть на него с высоты, напоминает пальмовое дерево. Но министерство счастья?
Никто пока ещё в Дубае и его окрестностях не знает, когда же это новое министерство начнет выдавать свою специфическую продукцию. Правитель ОАЭ говорит своим подданным: «Счастье это вам не нефть. Потерпите». И чтобы все было о’кей, создал ещё одно министерство — терпимости. Такой реорганизации правительства ОАЭ ещё не видели за 44 года своего существования.
Пока неизвестно, кто кого пересилит — министерство счастья или министерство терпения. В Твиттере главы ОАЭ говорится: «Это начало нового пути достижений, которые мы даруем нашему народу».
Однако министры в ОАЭ мало что значат. Всеми делами заправляют шейх-властитель и другие шейхи. Заправляют масштабно. Так, в ОАЭ сработан самый большой стол для трапез, за которым одновременно ланчевало самое большое количество людей. Как пишет местный политолог Абдухалид Абдулла: «Правительство чувствует, что оно предоставило своему народу базовый сервис, образование и здравоохранение. Теперь его задача послужить высшим целям».
Но с этим не все согласны. Министерств счастья звучит подозрительно по-оруэлловски, тем более, если учитывать, что ОАЭ государство слежки, — говорит правозащитник Николас Макгиен. Поскольку правительство состоит из членов монаршьей семьи, которых никто не выбирает (они сами себя назначают), то их критикам грозят преследование и тюрьма. Тот же Макгиен пишет: «Вы можете быть счастливым, пока вы держите язык за зубами. Таков их социальный контракт».
ОАЭ словно магнит притягивают специалистов из Сирии, Египта, Ирака, Ливана и других стран, где терпение кончилось, а счастья все нет и нет. (Невольно вспоминается афоризм великого поэта Расула Гамзатова: «Сижу в президиуме, а счастья всё нет».) Однако большинство иностранцев в ОАЭ это низкооплачиваемые рабочие из Азии, увеличением счастья которых правительство шейхов вряд ли занимается.
Все познается в сравнении. В 2015 году был опубликован Всемирный доклад о счастье. В нем ОАЭ заняли 20-е место, повыше Англии, но пониже Бельгии. Номер один — Швейцария, а США — номер 15.
Самая счастливая страна на Среднем Востоке это Израиль (номер 11). Но с кем ему тягаться? С Египтом (135-е место)? С раздираемой гражданской войной Сирией (156 место, третье с конца)?
Создание в ОАЭ министерства счастья напоминает опыт Бутана, который в 1972 году вывел ВВП счастья страны. Нынешний премьер-министр этой страны Тшеринг Тобгай отменил подобное ВВП за неимением счастья, заменив его долготерпением.
Пока не ясно, кто возглавит новые министерства в ОАЭ. Но социальные медиа уже полнятся кандидатами от различных эмиратов. В одном Твиттере на имя владыки некто Майя аль-Хавари пишет, что новому министру счастья придется прилежно трудиться, выказывая и терпение и терпимость, то есть, как раз те благодетели, которыми Бог её наградил. «Я люблю такие дела. Я создана для этой должности, — пишет он. — Ваше величество! Смилуйтесь и назначьте меня»!
Нефть роднит Россию и ОАЭ. Вот и возникает вопрос: а не думает ли российский премьер реструктуризировать свой кабинет?
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис