Место его проведения тоже выбрано в логике противопоставления: именитые экономические форумы проходят в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Коммунисты же, ратующие за децентрализацию и поддержку регионов, соберутся, как они выражаются, в «пуповине Центральной России», на родине Геннадия Зюганова — в городе Орел.
«В 2008 году Россия попала в водоворот финансово-экономического кризиса, оказалась на его дне и, вместо того чтобы всплывать, немного побарахталась и еще раз провалилась», — лидер коммунистов красноречиво напомнил, зачем нужна альтернативная экономическая программа, а первый зампред фракции КПРФ в Госдуме Владимир Кашин подвел к ее основным тезисам, напомнив, что доходная часть нынешнего федерального бюджета составляет 13,7 трлн рублей, расходная — 16 трлн. «Мы видим, что этих денег не хватает на образование, здравоохранение, развитие промышленности и сельского хозяйства», — отметил депутат.
Идея коммунистов проста. По их расчетам, можно найти порядка 65 трлн рублей, которых хватит на эти цели. «Даже сейчас у государства есть 26,5 трлн резервов золотовалютного фонда, 9 трлн в Резервном фонде и фонде благосостояния, 22 трлн сбережений населения», — пояснил Кашин. Еще часть средств может быть получена бюджетом, если будут приняты некоторые законопроекты КПРФ, в частности, о прогрессивной шкале налогообложения, монополии на табак и алкоголь.
Однако новых идей по реализации своего антикризисного плана коммунисты не предложили, в очередной раз повторив идею создания «народного правительства» наподобие правительства Примакова — Маслюкова—Геращенко.
Константин СИМОНОВ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: «Понятно, что в предвыборный год коммунисты будут пытаться извлечь максимум дивидендов из экономического кризиса, выдвигая свои «традиционные мантры». При желании, конечно, все это можно реализовать. Но такая экономическая модель уже была в СССР, и все мы знаем, чем это закончилось. Если мы говорим про прогрессивную шкалу налогообложения и налог на роскошь, то они очень сложно администрируются. Почему было важно ввести 13% плоской шкалы: люди стали отказываться от зарплат в конвертах и платить налоги. Если опять ввести прогрессивную шкалу, то мы вернемся к теневой экономике. Это решение экономических проблем, которое кажется простым, но в реальности оно связано с большими издержками. Если все начнут уходить в тень, то придется с этим бороться, на это нужны ресурсы. Большой вопрос, сколько вы заплатите налоговой службе и сколько денег она принесет в бюджет.
Что касается монополии на табак, то государство и так постоянно повышает акцизы и требования к частным табачным компаниям, у них маржа и так сильно упала. Спорный вопрос, справится ли со всем этим государство, если выгнать всех частников.
Что касается монополии на спирт, то, по моему мнению, эта мера применима».