Саудовская Аравия и Турция могут ввести свои сухопутные войска в Сирию. Могут ввести, а могут и не ввести. На момент, когда я пишу эти строки, никто из высших политических лидеров в Анкаре или Эр-Рияде не сказал ничего прямо. Все, что мы имеем, — это множество прозрачных или полупрозрачных намеков, завуалированных угроз и обставленных всевозможными условиями туманных обещаний. Но даже это является весомым поводом для самой серьезной тревоги.
Ставки в ближневосточном политическом покере, в котором в последние месяцы самым активным образом участвует Россия, резко поднимаются. Теперь в повестке дня не просто вопросы о том, кто будет править в Сирии и кто из геополитических игроков потеряет лицо. Теперь в повестке дня еще и вот какой вопрос: не превратится ли гражданская война в Сирии еще и в прямое военное столкновение между крупными мировыми державами? И не окажется ли Россия одной из этих держав?
В статье в британской газете «Гардиан», которая стала первоисточником информации о возможном саудовском вторжении в Сирию, говорится: королевство готово ввести свои войска в соседнюю страну для того, чтобы внести свой вклад в борьбу с организацией ИГИЛ (запрещенной в России. — «МК»). Как мило! Как трогательно! И как до изумления неправдоподобно!
С точки зрения Саудовской Аравии и Турции, главной «проблемой» Сирии является вовсе не ИГИЛ. ИГИЛ в их глазах — это вообще не проблема. ИГИЛ в их глазах — это решение проблемы. Поддерживаемый Россией и Ираном режим Башара Асада — вот кто для турок и саудовцев является противником, которого необходимо сломать и уничтожить. Если, не дай бог, вторжение этих двух стран в Сирию состоится, то они будут стараться в первую очередь нанести вред правительственным войскам, а не кому бы то ни было иному.
Смысл игры, которую затеяли Турция и Саудовская Аравия, на самом деле очень прост. Есть два потенциальных способа покончить с сирийским кризисом: с помощью компромисса за столом переговоров и с помощью победы в театре военных действий. Первый способ пока существует только в теории, но не на практике. Межсирийские переговоры в Женеве превратились в фарс: благодаря упорству деятелей из числа «оппозиционеров» переговоры ведутся об условиях начала переговоров (не спрашивайте меня о том, как такое может быть. Готов ответить на вопрос полегче: например, о смысле жизни или о женской логике).
Зато в театре военных действий ситуация иная. Российская военная стратегия на данном этапе показывает свою эффективность. Сирийская правительственная армия развивает свое наступление и захватывает все новые и новые стратегически важные территории. Над различными вооруженными группировками, противостоящими режиму Асада, нависла угроза оказаться отрезанными от источников снабжения. Естественно, Турцию и Саудовскую Аравию такое положение дел категорически не устраивает. Именно поэтому лидеры этих двух стран так внезапно возжелали повоевать с ИГИЛ. Асаду, Москве и Тегерану фактически послана «черная метка». Мол, вы уже предвкушаете свою победу, друзья! Не так быстро! Мы еще не показали всего, на что способны!
Обещать — это, как известно, не значит жениться. Равным образом сам факт угроз совсем не означает, что эти угрозы обязательно будут выполнены. Один из главных талантов, который совершенно обязателен для игрока в покер, это умение красиво и убедительно блефовать. Есть и еще один талант, не обладая которым за стол для покера лучше не садиться: способность безошибочно распознавать блеф противника. Не знаю, как у Путина обстоят дела с умением играть в собственно покер. Но эту партию в политический покер он попросту не имеет права проиграть. И скажу прямо: я президенту совсем не завидую. Цена ошибки очень велика. А как избежать этой ошибки — не очень понятно.
Шаги, которые, судя по их намекам, готовы сделать Турция и Саудовская Аравия, исключительно опасны для самих этих стран. Но имеем ли мы право сделать вывод, что эти два государства блефуют? Нет, не имеем. Президент Турции Эрдоган — это лидер, чья способность принимать выверенные, логические и просчитанные решения уже давно не является очевидной. Эрдоган действует под влиянием эмоций. И никто не знает, куда эти эмоции его заведут — особенно на фоне того, что Путин в очередной раз его демонстративно «обидел», отказавшись встретиться. В Саудовской Аравии с адекватностью руководства тоже, как говорят, не очень. Действующий глава государства, 80-летний король Салман, по слухам, находится в столь же «блестящей» рабочей форме, в какой находился Константин Черненко в свою бытность советским генсеком.
И это только одно из обстоятельств, которое ВВП должен учесть и принять во внимание. Погружаться в дебри переплетения других факторов и обстоятельств я даже не решаюсь. Готов высказать лишь одну мысль общего характера. Перед началом активных действий российских ВКС в Сирии наша власть дала стране твердое обещание: мы не втягиваем вас в войну, которая неизвестно когда закончится. Речь не идет о чем-то грандиозном. Речь идет об очень ограниченной военной операции, которая будет завершена в разумные сроки.
Я не знаю, каким именно образом Путин этого добьется, но данное им стране торжественное обещание должно быть выполнено во что бы то ни стало. Россия не та страна, которая должна пугаться угроз Турции и Саудовской Аравии. Но в то же самое время мы не имеем права идти на чрезмерный риск. Не ошибитесь, короче, при игре в покер, Владимир Владимирович! Возможно, на ваших игральных картах и написаны не очень знакомые для русского уха названия вроде «Алеппо» и «Латакия». Но за вами все равно Россия!