После появления информации пользователи социальных сетей начали высказывать предположения, что в случае начала подобных проверок скорость доставки посылок заметно снизится, а сами заказы подорожают примерно на треть. Деньги нужны будут на содержание штата товароведов, которые займутся оценкой качества пересылаемой продукции. В АКИТ тем не менее эти обвинения отвергли. Президент ассоциации Алексей Федоров заверил, что проверка, во-первых, будет носить выборочный характер, во-вторых — после вскрытия товар вернется на экспертизу фирме-изготовителю, чтобы она подтвердила или опровергла оригинальность происхождения. Свои же предложения АКИТ вносит только для того, чтобы начать борьбу с контрафактом именно в сегменте доставки товаров частным лицам.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин по-прежнему считает предложение подвергать досмотру не менее 5% посылок из-за рубежа избыточным: «В России интернет-торговля в сфере электроники или одежды не является рынком контрафакта. В этом вопросе мы ничуть не хуже, например, Германии или США, — рассуждает Янин. — Больше похоже, что авторы идеи преследуют конечную цель отучить россиян делать покупки на зарубежных интернет-площадках».
Аналогичного мнения придерживается и президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Он напомнил, что с импортных товаров, которые поступают в России по почте, граждане платят только пошлину. И то лишь в случае, если товар превышает по стоимости тысячу евро. К тому же «товары почтой» не облагаются налогами на добавленную стоимость и на прибыль, что делает этот бизнес практически «белым». Чтобы выявить иногда проскакивающий контрафакт, по словам собеседника, вполне достаточно существующих проверок. Сегодня им подвергается примерно 1% входящего почтового трафика. Это не только запрещенные к ввозу в Россию грузы. В ту же категорию попадают купленные, например, по незнанию несертифицированные технические новинки. Всего в 2015 году в Россию, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, пришло 155 млн посылок (плюс 7% по сравнению с 2014 годом), объем рынка интернет-торговли составил $10,5 млрд.
«Если дополнительная «нагрузка» от АКИТ будет реализована, это может отбить у части населения желание закупаться на иностранных интернет-площадках. Особенно в сегменте премиум-брендов, которые традиционно подделывают чаще», — отмечает Александр Иванов. В то же время, по его словам, сами члены АКИТ от нововведения пострадают в меньшей степени, поскольку большинство входящих в ассоциацию продавцов никакого отношения к реальной интернет-торговле не имеют. Через их сайты товар, как правило, только бронируется, а выдача происходит непосредственно в магазине.
Зато может получиться обратный эффект, когда покуатели из Интернета начнут возвращаться в торговые сети. По итогам прошлого года выручка одной из крупнейших компаний, продающих электронику, снизилась на 5,5%. Тогда как доля интернет-торговли пока держится за счет увеличения количества продаваемого товара.