Украинские СМИ, конечно, сильно преувеличивают сумму «рошеновских» вливаний в бюджет РФ. И все же в настоящий момент фабрика продолжает работать и продолжает приносить доход. Как рассказали «МК» на липецком кондитерском производстве, конечно, по сравнению с прошлыми годами выпуск продукции значительно снизился, но и затраты производства уменьшились: на фабрике за последние годы прошли сокращения. В 2013 в липецкой компании трудилось 1,3 тысячи человек. Сейчас — меньше 900. Так что для того производственного потенциала, что есть сейчас, выпуск вполне приемлемый.
Поэтому вопрос о российской кондитерской фабрике остается актуальным для общественности Украины. Настолько, что разъяснять ситуацию вслед за Порошенко пришлось гендиректору корпорации «Рошен» Вячеславу Москалевскому. По его словам, фабрику в Липецке давно выставили на продажу. Намеревались получить за нее 200 млн долларов. «Но, как только мы это сделали, все реальные покупатели ушли в подполье. Покупателей нормальных нет», — заявил он.
Однако известно, что покупатели как раз были. В 2014 году липецкую фабрику собирался приобретать известный российский холдинг со штаб-квартирой в Томске. Затем к фабрике присматривалась холдинговая компания «Гута», в которую входит корпорация «Объединенные кондитеры». Но договаривающиеся стороны не сошлись в цене. «Кондитеров» Москалевский даже обвинил в том, что они собираются липецкие активы просто «отобрать». Проблемы же, скорей всего, заключаются в том, что в последние два года фабрика не вылезает из различных исков и даже уголовных дел. Например, в марте 2014 года работа липецкой фабрики была приостановлена из-за ареста имущества, наложенного Тверским судом Москвы по делу о производстве контрафактной продукции: «Рошен» обвинили в незаконном использовании торгового знака «Ласточка-певунья», конфет, выпускаемых «Рот-Фронтом». После того как компания выплатила штраф в размере 212 млн рублей, работы на фабрике возобновились. Но в апреле 2015-го на предприятие опять нагрянул ОМОН: на этот раз компанию «Рошен» обвинили в мошенничестве. По данным следствия, в 2012–2013 гг. фабрика направила в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Липецкой области поддельные документы о якобы выполненных в 2012 г. работах по строительству кондитерской фабрики на общую сумму более 1 млрд рублей, потребовав возмещение НДС в размере более 180 млн рублей. На имущество фабрики был наложен арест. При этом фабрика могла использовать для производства арестованные мощности, но не могла совершать с ними сделки. Обеспечительный арест цехов и складов действовал до 13 сентября 2015 года. Но в октябре судом был продлен. Так что «Рошен» пока не может совершать сделки со своим липецким имуществом. Значит, проблема не в том, что покупатели «ушли в подполье», а в том, что у «продавца» нелады с законом.