Раздоры между Тегераном и Эр-Риядом начались задолго до казни шиитского священнослужителя шейха Нимра Бакра аль-Нимра. Напомним, что шейх Нимр стал широко известен во время массовых оппозиционных выступлений саудовских шиитов в 2011 году. В 2012 году проповедник был арестован саудовскими властями. На суде шейх Нимр утверждал, что никогда не носил оружия и не призывал к насилию. Неудивительно, что его казнь в Иране рассматривают как акт мученичества несправедливо казненного богослова, чья единственная вина состоит в том, что он был критиком правящего режима Саудовской монархии.
Обе страны – и Иран, и Саудовская Аравия -- претендуют на роль лидера в исламском мире. При этом населенная главным образом суннитами и арабами Саудовская Аравия является консервативной ваххабитской монархией, тесно связанной союзническими отношениями с Соединенными Штатами. Населенный же в основном шиитами и персами Иран – исламская республика, возникшая в результате антимонархической и антизападной революции 1979 года. Как утверждал лидер исламской революции аятолла Рухолла Хомейни, «ислам не признает монархию и престолонаследие, им нет места в исламе».
Тегеран обвиняет Саудовскую Аравию в том, что она представляет интересы не ислама, а Америки, а аятолла Хомейни утверждал, что священная для мусульман Мекка находится в руках «банды еретиков». В свое время Хомейни обвинял саудовского короля Фахда в том, что тот «распространяет полное предрассудков учение ваххабитов, склоняя несведущие народы на сторону сверхдержав и использует ислам и Священный Коран для уничтожения того же ислама и Корана».
В то время как Эр-Рияд всерьез опасался (да и по-прежнему опасается) экспорта революции со стороны Ирана – особенно в регионы, населенные шиитами.
Действительно, время непосредственно после Исламской революции было отмечено попытками Тегерана предпринять «экспорт революции» прежде всего в страны Ближнего Востока. Влияние иранской революции, как утверждают эксперты, сильнее всего ощущалось в шиитской среде в соседних странах: Ираке, государствах Персидского залива, Афганистане и Ливане. Вдохновленные иранским примером радикальные шиитские группировки (такие как «Исламский фронт освобождения Бахрейна», «Организация исламской революции на Аравийском полуострове», «Высший совет исламской революции в Ираке») некоторое время на самом деле внушали серьезные опасения правительствам соседних с Ираном арабских стран. Более того, влияние хомейнистских идей не ограничивалось лишь шиитскими организациями: антиимпериалистическая и антизападная риторика, озвучивавшаяся идеологами Исламской Республики, находила живой отклик и у многих суннитов. Тем не менее, попытки Ирана «экспортировать» революцию в целом потерпели неудачу.
В 1987 году произошел печально знаменитый инцидент в Мекке, когда в результате столкновений паломников-шиитов (в основном – иранских), пытавшихся устроить демонстрацию против США и Израиля, и саудовских сил безопасности погибли сотни людей. После чего разъяренные демонстранты напали на саудовское посольство в Тегеране. Саудовская Аравия снизила уровень дипломатических отношений с Ираном и ограничило количество иранских паломников в святые места. Иран в течение трех лет бойкотировал хадж. Но в 1991 году дипломатические отношения были восстановлены, а иранские паломники получили разрешение проводить политические акции в специально отведенных местах.
Несмотря на острые противоречия, делались попытки наладить отношения между двумя странами. Так, иранский президент Махмуд Ахмадинежад в 2007 году нанес визит в Саудовскую Аравию, в аэропорту его встречал король Абдалла. Однако последующие события показали, что надежды на улучшение климата в отношениях между Исламской Республикой и ваххабитским королевством не оправдались.
Начало войны в Сирии, где Иран поддерживает правительство президента Башара Асада, а саудовцы – различные исламистские группировки, нанесло значительный ущерб попыткам как-то наладить двусторонние отношения. Масла в огонь подлила гражданская война в Йемене, где Тегеран и Эр-Рияд поддерживают противоборствующие силы. Явно не способствовала потеплению двусторонних отношений военная интервенция Саудовской Аравии в Бахрейн, охваченный на фоне «арабской весны» волнениями шиитского населения, выступавшего против правящего суннитского королевского дома. Многие эксперты считают, что в сирийском и йеменском конфликтах можно наблюдать «опосредованную войну» между Ираном и Саудовской Аравией.
Читайте материал: Тегеран отреагировал на разрыв дипотношений: Эр-Рияду не прикрыть казнь аятоллы