С одной стороны, изымать у населения в пользу государства землю, квартиры, дома, гаражи и офисы вроде бы не запрещено. Но сейчас для этого есть четкий перечень. Например, отобрать земельный участок у собственника могут, если на этом месте планируется построить дорогу, объект коммунального назначения, обороны, связи или возвести мост. Но, как поясняет исполнительный директор Института экономики города Татьяна Полиди, лишить гражданина собственности даже в этом случае не так просто. Сначала нужно провести соответствующие изменения в Генплане, потом получить одобрение у депутатов местного заксобрания. В документе № 778655-6 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» речь идет о механизме изъятия для государственных или муниципальных нужд земель и других объектов недвижимости, попавших в границы территории, подлежащей комплексному развитию. По словам Полиди, подвох здесь кроется в том, что возможность устанавливать границы таких территорий предлагается отдать на откуп органам госвласти и муниципалитетам. То есть, исходя исключительно из их сиюминутных интересов, минуя Генплан и депутатов.
«Приведу простой пример: стоят на окраине города дачи. Девелопер хочет построить на их месте многоэтажку, договаривается с администрацией, а та просто рисует нужные границы участка под застройку. Дальше начинается изъятие собственности. Причем, мы опасаемся, что оно будет безапелляционным. Компенсацию, конечно, владельцы дач получат. Но факт того, что под действие новых правил может попасть буквально любой, пугает», - говорит Татьяна Полиди.
Парадоксально, что этот, прямо скажем, сомнительный документ, как по волшебству, успел пройти первое чтение в Госдуме. Полиди объясняет, что изначально на рассмотрение депутатов был представлен вполне безобидный законопроект, который был призван облагородить промзоны. Именно поэтому проблем с его ободрением не возникло. Но в процессе подготовки ко второму чтению, в документ были добавлены разработанные Минстроем поправки в Градостроительный кодекс. В результате такого смешения получился новый законопроект, принятие которого может сильно осложнить жизнь россиянам. В Институте экономики города все же надеются на благоразумие законотворцев. В противном случае конфликт интересов неизбежен.