— Михаил Евгеньевич, как решаются вопросы совместной работы НЦУО с другими ведомствами?
— Нормативная правовая база, регламентирующая деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации информационного обмена, уже создана в полном объеме. Расширение перечня функций, реализуемых НЦУО, определило потребность в значительном увеличении информационного пространства и повышении качества получаемой информации. Совершенно очевидно, что с учетом скоротечности событий практически невозможно осуществлять эффективное управление военной организацией государства без учета оперативной информации, характеризующей социально-экономическое состояние регионов, состояние транспортной инфраструктуры и гидрографии, санитарно-эпидемиологической обстановки и ряда других показателей, влияющих на возможности применения группировок войск. В соответствии с решением министра обороны РФ в систему межведомственного взаимодействия на сегодня включены сто процентов министерств и ведомств, независимо от их роли в системе обороны страны.
— Как вы классифицируете информацию, поступающую в НЦУО?
— Разнородность поступающей информации определила необходимость ее классификации по ряду признаков. Во-первых, по функциональному предназначению, во-вторых, по срокам и форме представления, в-третьих, по способам ее передачи. Это позволило сформировать единые рамки информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти. Работа по созданию программно-аппаратного комплекса дала возможность кардинально обновить и привести к серьезным требованиям техническую основу системы межведомственного информационного взаимодействия. При этом уже развернута и успешно функционирует подсистема сети передачи данных с уровнем защиты информации до служебного. Сеть шифрования построена на программно-аппаратных средствах — VipNet-координаторах. В настоящее время сетью охвачено 56 федеральных органов исполнительной власти и организаций; действуют подсистема обеспечения взаимодействия НЦУО с органами управления федеральных министерств и ведомств с применением системы видеоконференц-связи служебного и закрытого сегментов сетей межведомственного информационного взаимодействия; подсистема информационного обмена по электронной почте; информационно-справочная подсистема на базе web-портала, которая обеспечивает доступ к информационно-справочным системам федеральных органов, а также к ГИС-порталу, позволяющему использовать различную картографическую информацию.
— Какие практические результаты работы в едином информпространстве можно выделить на данный момент?
— Работа в едином информационном пространстве, оперативная координация усилий заинтересованных федеральных органов обеспечили успешное проведение операции по эвакуации граждан России и других стран из Йемена. Особо необходимо остановиться на итогах совместной работы при решении задач, поставленных перед Министерством обороны по борьбе с террористическими организациями в Сирийской Арабской Республике. Скоординированная работа с МИД, ФСБ, Минтрансом, Росавиацией и другими федеральными структурами, основанная на информационном взаимодействии, позволила в установленные сроки, без срывов выполнить задачи по развертыванию российской авиационной группировки войск в Сирии и организовать всестороннее обеспечение авиационных подразделений, выполняющих боевые задачи.
Проведена работа с участием авиационной группировки Минобороны во взаимодействии с другими структурами по вывозу багажа российских туристов из Египта.
Если рассматривать вопрос подготовки органов управления федеральных органов исполнительной власти, наиболее показательными в этом направлении являются итоги стратегического командно-штабного учения «Центр-2015».
Впервые в единой системе информационного обмена находилось 54 федеральных органа, а также органы исполнительной власти 29 субъектов России, расположенных в зоне ответственности Центрального военного округа. Применение различных способов передачи информации, таких как сеть шифрованной документированной связи «Атлас», система межведомственного информационного взаимодействия «Портал», система защищенной видеосвязи органов государственной власти, обеспечило слаженную работу всех участников стратегического командно-штабного учения.
— Немного о планах на будущее: что еще предстоит сделать в вопросах информационного взаимодействия?
— Особое внимание мы предусматриваем уделить практическому совершенствованию межведомственного информационного обмена. Продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы межведомственного информационного взаимодействия.
Одной из ключевых задач должно стать подписание соответствующих соглашений на межрегиональном и региональном уровнях, которые позволят органам военного управления, органам исполнительной власти российских субъектов, региональным структурам работать по единым регламентам при решении задач в области обороны страны. До конца текущего и в начале 2016 года планируем продолжить работу по дальнейшему формированию технической основы системы межведомственного информационного взаимодействия.
Сегодня межведомственное взаимодействие уже не только требование времени — это потребность и внутреннее содержание нашей круглосуточной работы. Ключ к успеху решения подавляющего количества задач находится именно здесь. С уверенностью можно сказать, что за очень короткое время все федеральные органы исполнительной власти стали нашими единомышленниками в этом вопросе.