Специфика расследования летных происшествий с военными самолетами предполагает, что в этом случае выяснением причин инцидентов и катастроф занимаются сами военные, в частности служба безопасности полетов, в которой имеются серьезные специалисты в области авиационных расследований. Однако, исходя из политических соображений, решение передать «черный ящик» в МАК можно считать абсолютно верным, тем более вся необходимая для таких расследований аппаратура имеется именно там, о чем заявили сами военные на пресс-конференции в МАК.
К тому же у МАК уже есть опыт подобных расследований. В свое время именно МАК занимался выяснением причин гибели самолета польского президента под Смоленском. Причем самолет, на котором он летел, тоже был военным, как и его экипаж. В расследовании той катастрофы самое активное участие тогда приняли польские специалисты, работая непосредственно в МАК. И как бы потом некоторые польские политики ни старались обвинить МАК в предвзятости, им это не удалось, так как сами польские эксперты согласились и полностью подтвердили выводы расследования МАК.
В данном случае, если бы расследованием катастрофы Су-24 занимались исключительно наши военные, то у Запада мог бы появиться повод обвинить их в предвзятом отношении к расшифровке самописца, заявив, что им не выгодно признавать пересечения турецкой границы нашим самолетом, если такой факт, действительно, вскрылся бы после расшифровки.
Но совсем другое дело – гражданские специалисты МАК, которые проводили процедуру вскрытия ящика в присутствии десятков телекамер и международных экспертов. Как заявили военные, приглашение к участию в этой процедуре было разослано в 14 стран мира. Но участвовать в процедуре вскрытия и расследования изъявили желание только англичане и китайцы. Но как посчитала российская сторона, и этого вполне достаточно для создания объективной картины.
Однако проведение процедуры вскрытия и расшифровки «черного ящика» Су-24 непосредственно в МАК, вовсе не означает, что военные специалисты будут отстранены от расследования. Напротив, председателем комиссии по расследованию является представитель Минобороны РФ – полковник Примак, именно он в пятницу и продемонстрировал бортовой самописец всем присутствующим в МАК журналистам, после чего он был отправлен в специальную лабораторию. Она находится этажом ниже и занимает не очень большое помещение. Всех представителей СМИ вместить в нее просто не было возможности. Однако ряд телекамер и, конечно, международные эксперты, все же присутствовали при том, как представители предприятия «Измеритель» из Смоленска, выпускающие эти «черные ящики», вскрывали самописец.
По общему признанию всех, процедура вскрытия была максимально открытой. Как зафиксировали телекамеры, крепежные болты ящика до этого момента не вскрывались, о чем свидетельствовала и специальная лакокрасочная маркировка, которая была не повреждена.
Такой же открытой будет, как говорят и процедура расшифровки. Причем, сами военные уже сейчас уверены, что сбитый российский бомбардировщик не нарушал турецкой границы.
По словам полковник Примака, «мы располагаем всей доказательной базой, подтверждающей отсутствие факта нарушения воздушного пространства Турции. Данные объективного контроля воздушной обстановки в указанном районе Сирии, до настоящего времени никем, включая Турцию, не опровергнуты. В любом случае, наш самолет не представлял никакой опасности для турецкой республики и турецких граждан».
Первые данные расшифровки «черного ящика», которая ведется в присутствии иностранных экспертов, специалисты МАК рассчитывают получить практически сразу же, в пятницу. Однако более полную картину катастрофы, основанную на данных самописца, они готовы представить в понедельник.
Ряд журналистов осталось в МАК, в надежде дождаться первых результатов расшифровки, чтобы первыми получить сенсационную информацию. Однако первые промежуточные результаты работы специалистов оказались не слишком утешительными. Как выяснилось при вскрытии, корпус бортового самописца Су-24 имеет повреждения, поэтому расшифровка полетной информации будет проводиться с использованием специальной аппаратуры, имеющейся в МАК. «К сожалению, плата немножко у нас разрушена, - прокомментировал ситуацию глава комиссии по расследованию причин крушения Су-24 Николай Примак. - Мы сделаем разделение этих двух плат и попробуем сделать рентгеноконтроль». И, как сообщил замначальника службы безопасности ВКС Сергей Байнетов, повреждение части плат памяти комиссия по расследованию обсудит с участием международных наблюдателей.
Комментарий авиационного специалиста, близкого к расследованию МАК:
- Данные самописца позволят с абсолютной точностью просчитать, где, над какой территорией находился самолет в момент, когда, кем и чем он был сбит. «Черный ящик» на протяжении всего полета фиксировал точную скорость Су-24, направление движения, точку взлета и другие параметры. Построить векторную траекторию полета Су-24, опираясь на эту информацию, как для военных, так и для гражданских специалистов не составит большого труда. А уж тем более, если эта информация будет подтверждена еще и наземными данными объективного контроля, имеющимися у военных, точность полученной картины происшествия после расшифровки самописца, будет неоспоримой и не сможет вызвать никаких сомнений.
Читайте онлайн-трансляцию "МК": В МАК провели публичное вскрытие "черного ящика" Су-24