Напомним, причиной обострения турецко-израильских отношений в 2010 году стал инцидент с так называемой «Флотилией свободы». Шесть судов переправляли про-палестинских активистов из разных стран переправляли в Газу, как сообщалось, 10 тонн гуманитарного груза. На тот момент сектор находился в блокаде, контроль израильтян на морских границах был усилен. Израильские военные предложили судам поменять курс, а на сами корабли были послан досмотровые группы. На одном из судов военным было оказано сопротивление, в результате столкновения были убиты 10 пассажиров, среди них — граждане Турции.
Несмотря на то, что международная реакция на инцидент была резкой (действия Израиля были осуждены как на уровне ООН, так и отдельными странами), отчет 2011 года, представленный ооновской комиссией не содержал однозначных обвинений в отношении израильской стороны. Турция, к тому моменту так и не дождавшаяся извинений, по следам доклада фактически полностью прервала дипотношения с Израилем.
Сейчас, как утверждают источники, прорыва удалось добиться за счет согласия выплатить компенсации семьям погибших граждан Турции. Впрочем, считает президент Института Ближнего Востока Евгений САТАНОВСКИЙ, потепление в отношениях нужно в первую очередь Анкаре:
«В данном случае разум и осторожность израильских политиков были побеждены глупостью и жадностью. Эрдогану до зарезу нужен газ, и он, аки зайчик, носится по всем, от кого может этот газ получить: Израиль, Азербайджан, Туркменистан... Тут большой вопрос, получит ли он желаемое — в израильском руководстве уровень доверия к турецким властям примерно такой же, как в российском. Но, поскольку для маленького еврейского государства проблематичен вопрос умных людей в политике — а туда идут, в основном, те, кто больше ни на что не способен, – нормализация отношений с Турцией, в том числе, за счет тяжелой потери лица, с радостью воспринимается израильскими руководителями. Перспективы российско-израильских отношений в любом случае хорошие. У нас нет противоречий, за исключением нескольких маргиналов, желавших бы поддерживать террористические группировки, вроде ХАМАС, в их непосредственных действиях. Что касается отношений с ХАМАС нашего МИД — почему, если у наших западных коллег есть свои любимые террористы, наша дипломатия не может поддерживать хоть каких-нибудь, хоть плохоньких других террористов. По Сирии у Израиля и России идеальные отношения, на уровне начальников генштабов, министров обороны все схвачено, израильский премьер в постоянном контакте с российским президентом. Наш самолет, залетающий по ошибке в Израиль, получает соответствующие сигналы на правильных частотах и разворачивается, и никто его не сбивает, хоть он там пять минут летает, в отличие от Турции. И нормализация турецко-израильских отношений в этом свете ничего не означает. Просто Эрдоган делает вид, что не он пришел к Израилю на полусогнутых с большими просьбами, а он, видите ли, израильтян простил. Поскольку израильское руководство так и не создало гордых сабр, то оно идет Эрдогану навстречу, что является, с точки зрения экс-министра иностранных дел Израиля Либермана, великой глупостью».