Анонсированная отмена транспортного налога для большегрузов с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн — это уже вторая крупная уступка властей в пользу протестующих дальнобойщиков. Не так давно были многократно снижены размеры штрафов за отсутствие у водителей так называемых трекеров — новых систем, отслеживающих путь и устанавливающих размер оплаты.
Однако в денежном выражении президентская уступка весьма небольшая. Ну, например, в Москве в 2015–2016 годах ставка транспортного налога для 400-сильной фуры равна 28 тыс. рублей в год.
С 1 марта 2016 года до конца 2018 года величина полукилометровой оплаты в системе «Платон» составит 3,06 рубля. Потом — 3,73 рубля.
Если большегруз ежемесячно проходит по федеральным трассам 8–11 тыс. км (в среднем около 300 км в сутки), то получается, в год по тарифу 3,06 дальнобойщикам придется заплатить 290–400 тыс. рублей, а по тарифу 3,73 — 350–490 тыс. рублей. То есть размер транспортного налога равен менее 10% затрат за проезд. Это и есть цена уступки.
По поводу эффективности такого решения можно поспорить. Ведь транспортный налог — это региональный налог. И деньги с него субъекты расходуют не целевым образом на дороги, а на самые разнообразные нужды, в том числе социальные.
Если у регионов, большинство из которых и так дефицитные, изъять эти средства, то могут возникнуть дополнительные проблемы с формированием местных бюджетов.
Валерий ВОЙТЕНКО, глава Ассоциации дальнобойщиков:
- Все мои коллеги отвратительно отреагировали на слова Путина. Подавляющее большинство обрадовались было на анонс Пескова, что Путину доложили о «Платоне» и он досконально разобрался в ситуации.
Теперь, как выяснилось, те же самые чиновники, которые проталкивали эту схему, дали президенту те же самые фальсифицированные данные: какова якобы выгода от нее и какой урон наносят дорогам грузовики.
Эти лживые сведения мы разоблачили уже давно. Но мы не имеем доступа к Путину, чтобы объяснить ему на пальцах, что на самом деле происходит. И куда пойдут эти деньги.
А кто еще ему скажет правду? СПЧ тоже попытался донести ее Путину — впустую. Концепция правительства не направлена на развитие реального сектора экономики, не такая у них цель. Пытаются урвать последнее любыми способами.
«Платон» уничтожит реальный сектор экономики — такое, если привести пример, было в советские времена, когда во имя выполнения плана по скоту, чтобы отчитаться перед начальством, директора колхозов резали ценное поголовье. Дальнобойщики и есть такое ценное поголовье, которое сейчас режут ради минутной выгоды «Росавтодора».
В Химках, где находится основной очаг протеста, работяги тоже откровенно недовольны выступлением президента. Целиком долгую пресс-конференцию смотрели не все, но уже все знают, что президент затронул их тему и... ничего обнадеживающего не сказал.
— Если честно, мы ожидали совсем другого отношения, а не очередного «бла-бла-бла». Да, мы были уверены, что Путин не в курсе наших проблем, но сейчас выяснилось, что все он знает, оказывается.
— Но Путин же пообещал отменить транспортный налог для фур? Снял уже кабальные штрафы за неиспользование платежной системы. Теперь вот, по его словам, само считывающее устройство будет для фур бесплатным.
- Это все капля в море. Нас такие полумеры не устраивают. Платить по «Платону» отказываемся. Все. Баста. Не для этого мы здесь мерзли столько времени.
Читайте материал «Юрий Шевчук спел дальнобойщикам, протестующим против «Платона»