Церемония проходила весело, чему в немалой степени поспособствовал композитор Александр Журбин, случайно рассыпавший перед сценой большую порцию поп-корна. После чего все, кому не лень, склоняли его на протяжении всего вечера.
Выступал перед собравшимися Вася Обломов, спевший две «сезонные» песни, в которых были и такие строки: «Подари нам новый телевизор, старый показывает бред», «А еще желаем очень, чтоб дружили Киев и Москва».
Премии «Лавр» за вклад в кинолетопись удостоена классик отечественного телевидения, фронтовичка, получившая на войне ранение, Галина Шергова. Ей – 92 года, начинала она во фронтовой газете, стала родоначальницей телевизионной летописи, сняла более 150 документальных картин, стала автором телеэпопей «Наша биография», «Стратегия победы».
«Работать в документальном кино сложно, - говорит Галина Шергова. Денег не достать, цензура активизировалась. Документалисту требуется стойкость». И призвала своих коллег к честности.
Лучшим неигровым фильмом 50 экспертов в области документального кино назвали «Коктебельские камешки» Андрея Осипова о Серебряном веке русской поэзии. Его постоянный соавтор - сценарист Одельша Агишев признан лучшим по профессии. Хотя говорить о сценаристе в документалистике кажется странным.
«Лучшим арт-фильмом» стал «Чечен» ученицы Марины Разбежкиной Беаты Бубенец.
«Лучший неигровой полнометражный телефильм» - снят выпускницами ВГИКа Софией Гевейлер, Юлией Бывшевой и Софией Кучер. Это «Дух в движении» о Паралимпийских играх. Изначально в этой номинации было представлено свыше ста картин. Сочинская Олимпиада в итоге соревновалась сразу с двумя фильмами про Иосифа Бродского. Но дух победил поэзию. Юные режиссеры признались, что знакомство с героями-паралимпийцами поменяло их жизнь.
«Лучший документальный сериал» - «Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь» Андрея Лошака, повторившего путь Радищева.
Президент «Артдокфеста» Виталий Манский купил 20 открыток по числу лет, в течение которых должен отбывать свой срок украинский кинорежиссер Олег Сенцов. Манский предложил написать Олегу новогодние поздравления. Сестра Сенцова - Наташа - присутствовала в тот вечер в зале.
Жюри «Артдокфеста» в составе экономиста Андрея Мовчана, художника Павла Каплевича и председателя – режиссера анимационного кино Гарри Бардина присудило Гран-при картине «Крокодил Геннадий», снятой американским режиссером Стивом Хувером на русском языке.
Самое поразительное в ней – главный герой – красивый и мужественный человек Геннадий Мохненко, священник и общественный деятель из Мариуполя. Он фактически стал отцом десяткам никому ненужных детей и спасает их иногда волюнтаристскими методами от наркотиков и бродяжничества. Геннадий организовал «Республику «Пилигрим» и действует жестоко, но всегда во благо подростков. Кто-то считает его самозванцем, обвиняет во всех смертных грехах.
Режиссер фильма Стив Хувер не смог выбраться в Москву и обратился к присутствующим с видеообращением. Он рассказал, что в момент съемок только-только наметились признаки конфликта на Украине. Встреча с Геннадием оказалась для него потрясающей. Это человек делает все для того, чтобы Мариуполь стал удобным местом для жизни. «Победа уже в том, что мы сделали этот фильм. А награда «Артдокфеста» - признание той огромной работы, которую делает Геннадий», - сказал Стив Хувер.
Вручая награды Гарри Бардин заметил, что не все фильмы были равноценными, попадались такие, что «вызывали катарсис через тошноту».
Награду «Артдокфеста» в конкурсе «Артдоксеть» получила картина «Чайка», взорвавшая интернет — и не только (читайте, что сказал о расследовании ФБК на ежегодной пресс-конференции Владимир Путин). На большом экране показали пару минут из нее. В режиссерах на «Артдокфесте» указан Алексей Навальный, хотя над картиной работала группа кинематографистов. Основательно изменивший облик и отрастивший бороду Навальный, получая награду, сказал:
- Я должен поблагодарить человека, сделавшего этот фильм - но не выдать. Дорогой он или она, спасибо тебе за огромную работу. Смотри, что у меня есть (показывает на статуэтку). Наверное, ты сейчас кусаешь локти. Большое спасибо Фонду борьбы с коррупцией, который занимался работой над фильмом и всем тем людям, которые распространяют его. Надеюсь, что благодаря этим замечательным людям мы придем к тому времени, когда режиссерам не нужно будет скрывать свои имена.
Сразу после вручения наград мы поговорили с Алексеем Навальным.
- Как родилась идея снять фильм?
- Все очень просто. Мы же ведем мониторинг недвижимости российских чиновников, проверяем в первую очередь те страны, которые попадают в группу риска. Это Испания, Кипр, Греция. Однажды нашли в Греции отель, неофициально принадлежащий Чайке, начали разматывать эту историю. И размотали. Все у нас в основном сделано по открытым источникам.
- Каково ваше реальное участие в фильме?
- Оно касалась, конечно, только содержательной части, которой и занимался Фонд борьбы с коррупцией. А люди творческие выполняли творческую работу. А она периодически была опасной и нервной. Нужно было выезжать на места – в Иркутск и Грецию. Я не умею снимать кино. Сам бы ничего не смонтировал. Снимали профессиональные операторы. Это и видно на экране.
- В титрах они не указаны?
- В титрах никто не указан.
- Тот отклик, который получил фильм в Интернете, для вас неожиданный?
- Мы часто выпускаем антикоррупционные расследования, но это - самое большое по резонансу. Мы понимали, что информация, которую мы на этот раз выдали, особенная. Мы удовлетворены тем, как публика это воспринимает, и очень рады тому призу, который получили на «Артдокфесте».
- А как вам живется?
- Хорошо живется. Спасибо вам большое.