В Интернет-пространстве эти противоречия уже вызвали бурные споры и обвинения одной и другой стороны. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что однозначные выводы делать, действительно, еще все-таки рано, так как следствие продолжается. В заявлении министерства гражданской авиации Египта довольно осторожно говориться, что «технический расследовательский комитет пока не нашел ничего, что указывало бы на какое-либо незаконное вторжение или террористические действия». Здесь, я думаю, следует обратить внимание на слово: «пока».
Как заявили, авиационные власти Египта — а катастрофу по международным правилам расследует та страна, на территории которой произошла авиакатастрофа — «комиссия продолжит свою работу». И, как уточняется, она в частности займется анализом технического состояния разбившегося А321. При этом, в отчете Министерства гражданской авиации Египта говорится, что дополнительные проверки технического состояния российского A321, потерпевшего крушение над Синаем, потребуют довольно много времени, так как самолет был произведен в 1997 году, а изучение его технического состояния на момент вылета из аэропорта в Египте зависит от относящейся к самолету технической документации. С 1997-го по 2015 год ее, как понятно, накопилось немало.
И тут хотелось бы напомнить, что российские власти также не сразу признали случившееся террористическим актом. Первыми о вероятности теракта заговорили в Великобритании и Израиле, представив российским спецслужбам в качестве доказательства данные переговоров террористов. Более того, по данным источников «МК», работающих на месте трагедии на Синае, о том, что это наверняка был теракт, первыми заговорили сами же египтяне — представители следствия.
Но даже и после этого российская сторона однозначно не утверждала, что причиной катастрофы А321 все-таки стал теракт. Только когда российские представители, которым египетские власти разрешили работать на месте катастрофы, получили результаты экспертиз исследования частей обломков самолета, глава ФСБ Александр Бортников 17 ноября доложил президенту Владимиру Путину, что на обломках самолёта были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства.
По мнению председателя комитета по обороне и безопасности Совета федерации Франца Клинцевича (цитата по RNS), «ни президент, ни правительство не стали бы так интенсивно участвовать в вывозе из Египта российских граждан, если бы не были абсолютно убеждены, что произошел теракт. Спектральный анализ обломков показал следы тротила, в телах людей обнаружили осколки. Это было известно с самого начала, просто мы, исходя из корректности, об этом не говорили до официальных результатов расследования. ...Я думаю, сейчас Египет специально создает эту ситуацию, чтоб как-то изменить отношение к себе и не дать возможность мировому сообществу думать, что они допустили это».
Но мировое сообщество, судя по всему, все же именно так и думает. К примеру, британская авиакомпания Monarch продлила отмену полётов в египетский Шарм-эш-Шейх до 24 января 2016 года. Изначально планировалось, что полёты Monarch будут приостановлены до 6 января. Другие британские авиаперевозчики - British Airways и EasyJet - не будут летать на египетский курорт Шарм-эль-Шейх до 14 и 6 января соответственно.
Египту, безусловно, очень не выгодно, признавать, что эта катастрофа стала возможной из-за теракта, так как такое признание больно бьет по туриндустрии страны. И египтяне делают все возможное, чтобы этого не допустить. Так, по сообщению агентства Reuters, Египет планирует нанять одну из иностранных охранных компаний, чтобы повысить безопасность аэропортов страны. Чиновники министерства уже провели встречи с представителями транснациональных охранных компаний и в ближайшее время планируют выбрать одну из них.
Кроме того, страна, виновная в трагедии, должна будет выплатить семьям погибших в катастрофе немалые денежные компенсации.
Как сообщил представитель родственников погибших адвокат Игорь Трунов, ««Египет уклоняется от материальной ответственности, иначе на их аэропорт ляжет большой груз. Тем не менее, на нас уже вышли юридические фирмы Египта, которые готовы отстоять права потерпевших по возмещению вреда, нанесённого сотрудниками аэропорта. Ни для кого не секрет, что там крайне низкая система безопасности». По его словам, гражданское ведомство в Египте, которое сегодня отвергло сообщения о теракте на борту А321, не обладает достаточной компетентностью в криминалистике.
Однако, не все столь однозначно. Как стало известно «МК» от своих источников в международных авиационных кругах, есть факты (их, правда, можно считать лишь косвенными), которые говорят о том, что, возможно, теракт и не был причиной крушения А321.
По словам наших экспертов, Европейское агентство по безопасности полетов EASA недавно уведомило авиационные власти США об обнаруженном дефекте конструкции самолетов семейства Airbus A320. Из-за этого дефекта при определенных условиях полета с соблюдением существующих ограничений могут наблюдаться повреждения вертикальной части хвостового оперения, вплоть до его отрыва.
В сообщении, полученным Федеральным авиационным агентством США, уточняется, что речь идет о всех типах воздушных судов семейства: A318, A319, A320 и A321.
Предупреждение стало результатом анализа нескольких инцидентов, относящихся к эксплуатации самолетов этого семейства, а также авиакатастрофы Airbus A300 авиакомпании American Airlines в США в 2001 году. Пассажирский самолет тогда потерял киль после того, как попал в сильную турбулентность. Выяснилось, что пилоты интенсивно использовали руль направления, что привело к росту перегрузок на хвост самолета и отрыву части конструкции.
И вот теперь, чтобы предотвратить такое развитие ситуации, бортовой компьютер самолетов семейства Airbus A320 будет перепрограммирован с целью предотвращения критических отклонений плоскости руля направления. Также в кабине будет размещена дополнительная сигнализация, предупреждающая пилотов о необходимости прекращения отклонения руля направления.
Действительно ли такие доработки стали «результатом анализа нескольких инцидентов», или этот факт обнаружился после катастрофы российского А-321 над Синаем — об этом, скорее всего, мы не узнаем никогда. Вряд ли европейские производители Airbus захотят раскрывать подобную информацию. Зачем обострять? Куда выгоднее обвинить во всем египтян, тем более, что с безопасностью в их аэропортах действительно была беда, а мир с версией теракта уже как-то смирился.
А потому, очень возможно, сколько бы ни длилось еще следствие по катастрофе А321, подтвердить оно в результате сможет лишь одно: история мировой авиации всегда писалась исключительно кровью. Именно поэтому так важно, какие выводы будут сделаны всеми из каждой катастрофы.