Наконец закончился давно ожидаемый украинской элитой визит Джозефа Байдена в Киев. Ему церемониально поклонились у трапа в аэропорту Борисполь – тот факт, что там присутствовал киевский мэр Виталий Кличко говорит лишь о том, что президент Порошенко посчитал чрезмерным лично встречать заокеанского гостя. Но не чрезмерным – открыть тяжелую дверцу его бронированного лимузина у входа в президентскую резиденцию. Байден держался нетипично холодно для американца, не слишком стремился отвечать на объятия и панибратские похлопывания многочисленных украинских «друзей». Первым американцем после Джорджа Буша-старшего в 1991-м выступил с трибуны Верховной Рады. И встретил непонимание среди депутатского корпуса постевромайданной Украины.
«Важно, чтобы были автономные, независимые штаты, которые решают свои проблемы собственными силами, имеют собственную образовательную систему, правительство, — в рамках объединенной Конституции», — сказал, среди прочего, Байден украинским депутатам. То есть, по сути, призвал их к столь ненавидимой бандеровцами федерализации Украины. Столь неожиданная позиция прозвучала как гром среди ясного неба – украинские СМИ предпочли ее просто проигнорировать, а депутаты-радикалы обиделись на американского гостя за его федеративное предложение и напомнили ему, что «Америка все время запаздывает», предлагая «законсервировать Приднестровье».
Что это означает? Децентрализация, только усиливающая власть Порошенко, теперь вряд ли устроит американцев, перед глазами которых есть яркий пример губернатора, ищущего легитимность больше в Вашингтоне, чем в Киеве. Саакашвилизация Украины – и есть тот пример «автономного, независимого штата со своим правительством», на который будут делать ставку США на Украине в 2016 году. В самом деле, сколько можно в который раз наступать на одни и те же грабли, доверяя вертким украинским политиканам? Байден с Нуланд и так по несколько раз в год в Киев летают, что является признаком полной неспособности решать вопросы дистанционно. Но Порошенко-то хватает меньше суток, чтобы передоговориться после вельможного отлета! Поэтому гораздо эффективнее с точки зрения США было бы открыть конкурентное пространство губернаторских выборов на Украине, в котором значительно проще договориться напрямую с будущими главами 23 с двумя половинками автономных регионов, чем с одним бестолковым президентом.
СШУ - Соединенные Штаты Украины – становятся проектом будущего прежде «единой и соборной», но расколовшейся от своей искусственно нагнетаемой унитарности страны. Не захотел Киев слышать голоса русского Крыма и Донбасса – получил «русскую весну». И только Минский формат может позволить обеспечить права оставшимся в пока что «единой краине» меньшинствам. Правда, для этого нужен мир.
Практика показывает, что обычно после визитов Байдена начиналась война на Донбассе – так было после его визита в апреле 2014-го, когда вице-президента США усадили во главу стола президиума в конференц-зале парламента. И сразу после визита началась карательная военная операция на Донбассе. Так было в июне, когда победивший на нелегитимных президентских выборах Порошенко только принимал власть. И тогда уже началась настоящая война с применением всех возможных сил и средств. Так было и ровно год назад, когда после парламентских выборов Порошенко никак не мог поделить полномочия с премьер-министром Яценюком. И как мы помним, уже в январе начался новый этап войны Киева с ДНР-ЛНР. Чего ожидать на сей раз?
Вопреки надеждам милитаристов, Байден призвал Украину соблюдать минские соглашения и проводить конституционную реформу. По всей видимости, Вашингтону надоело регулярно набивать шишки со скользкими украинскими политиками, и он решил начать хорошо знакомую игру в управляемый хаос. Точно также США вели себя в ситуации «арабской весны», когда фактический раскол с перманентным противостоянием в Египте и Ливии казался им эффективнее назначенного президента. Чем все это закончилось на Ближнем Востоке, мы хорошо видим. Очевидно, именно этого добивается сейчас Байден и на Украине.
С другой стороны, кто, если не «дядюшка Сэм», пусть и в своих интересах, сегодня может изменить административно-территориальное устройство беспокойного соседа? Конечно, есть еще Военно-Космические Силы РФ. Но мы же с вами мирные люди?