- Может ли «черный ящик» дать ответ на вопрос о том, над чьей территорией сбит СУ-24?
Олег СМИРНОВ, ведущий авиационный эксперт, заслуженный пилот страны:
- Сам «черный ящик», обнаруженный на месте крушения самолета, не даст ответа на вопрос о том, из какой точки стреляли в СУ-24. Но бортовой самописец постоянно пишет скорость, высоту и данные о курсе самолета, поэтому вычислить место, откуда был подбит самолет, вполне возможно. Для этого проводятся специальные и не очень долгие вычисления.
- Сколько времени могут занять эти «недолгие вычисления»?
- Да не много, есть же специальные программы для решения несложной математической задачи. Скорость и место подрыва самолета «черный ящик» дает, на остальные вычисления уйдут минуты или часы.
- Насколько повреждения «черного ящика» могут помешать этим вычислениям?
- Вот в этом и заключается главный вопрос. Я видел кадры почти вертикального падения этого самолета, он с огромной скоростью врубился в землю, взорвался, и у меня есть сомнения в том, что этот бортовой самописец не утратил работоспособность после удара страшной и пожара, который произошел в дальнейшем. Не будем говорить и о том, что подлинность «черного ящика» уже подтверждена. Сохранности бортового самописца могла поспособствовать его форма. Если этот шар отлетел в сторону в момент удара и взрыва, его начинка имела шанс сохранится. Но если он остался в корпусе самолета и в очаге пожара, то все, что в нем осталось, - могло расплавиться и стать непригодным для расшифровки. Впрочем, если кто-то очень очень хочет расшифровать — он это сделает, а очень не хочет узнать правды, то — не узнает. Но это уже вопрос к политикам, а не ученым и инженерам.
Леонид СЮКИЯЙНЕН, профессор Высшей школы экономики, эксперт совета при МВД России:
- Мне кажется, вопрос о том, что российский самолет сбили именно турки, не обсуждается. Это очевидно. А была выпущена ракета на 20 метров дальше или ближе к сирийской границе — чисто спекулятивный. Кто-то из политиков может перевести эти метры в личные дивиденды, и даже что-то от этого выиграть. Но с точки зрения политического процесса будет лучше, если руководители России и Турции прекратят считать эти метры, а подумают о том, что нас ждет впереди. Как строить наши отношения и сделать, чтобы самолеты союзников больше не сбивались «дружественным огнем». Дружественные российско-турецкие отношения последней четверти века приносили пользу обеим нашим странам. Сейчас они испорчены. И вполне возможно, что это — повод для торжества какой-то третьей стороны, еще одного «нашего общего друга».
Конечно, было бы лучше для России и Турции, если бы Путин и Эрдоган сели и поговорили, разобрались между собой. Но не всем это выгодно. Есть бенефицианты, которые просто счастливы из-за того, что Россия и Турция забрасывают друг друга обвинениями и все очевиднее отдаляются от компромисса. И вопреки тому, что Путин говорил в послании Федеральному собранию о дружбе наших народов и о том, что наказаны должны быть представители властных элит, власти наших стран прекрасно себя чувствуют, а ущерб наносится именно народам.
- Давайте попробуем вернуться к сантиметрам, на которые может указать «черный ящик». Кому может быть выгодна или невыгодна правда?
- Эрдогану политическая ситуация вокруг него в стране и вне ее не позволяет покаяться перед Россией. Ну нет у него такого пути, и требовать этого невозможно.
- То есть Россия просто загоняет его в угол и заставляет, согласно пословице, превратиться в тигра?
- Не хотелось бы этого. Путин, как более популярный, электоральный лидер, может позволить себе благородство. И оставить Эрдогану шанс оставить Турцию в числе наших союзников. Говоря по-житейски — простить его. Я думаю, что как мудрый человек и опытный лидер, Владимир Владимирович так и поступит. Но произойдет это не завтра и не в четверг. Должно пройти время. В политике — как во дворе. Вот соседи во дворе вчера подрались, а через неделю взяли — и поздоровались. Но не на другой день. Время должно пройти, претензии позабыться, страсти поутихнуть, понимание наладиться.
И, кстати, Россия для этого делает все возможное. В России под эгидой МИДа и президентских структур началась многодневная конференция «Исламские журналисты против террора». И там много журналистов из Турции, к ним проявляется максимальное уважение и доверие. А они с удовольствием и без препятствий приезжают. Это как раз и говорит о том, что отношения между нашими странами никто с обеих сторон разрушать не собирается. Все должно быть нормально: будут у нас и курорты, и помидоры, и совместные предприятия, стройки. Все это должно быть, если Путин и Эрдоган не допустят исторической ошибки в оценке взаимных интересов. У обоих огромный политический опыт, у Путина — еще и опора на правозащитников, гражданское общество, которое постоянно напоминает президенту о том, что зарубежные партнеры нашей стране нужны больше, чем враги.