Ходорковский посчитал это «унылой попыткой смены темы» и написал: «Как будто мой адрес не знают. Сообщаю: Hanover sq. 16».
Новость мгновенно разошлась по соцсетям, причем общее настроение выразил заместитель главного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев, написавший, что «Ходорковский - снова обвиняемый. Всё как прежде». По мнению журналиста, события повторяются, а мы «ходим по кругу, словно цирковые лошади на привязи».
Утром стали приходить первые подтверждения сведений, распространенных Ходорковским. Так, «Интерфакс» со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщал, что дело на самом деле заведено и связано с убийством мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, совершенным в 1998 году. О возобновлении этого расследования еще летом сообщал пресс-секретарь СК Владимир Маркин.
Преступление с 1998 года многократно обсуждалось в прессе, президент РФ Владимир Путин публично заявлял о том, что у Михаила Ходорковского «руки по локоть в крови», однако за прошедшие 17 лет не было найдено никаких доказательств причастности главы ЮКОСа к убийству. Правда, за организацию преступления в 2007 году был осужден экс-руководитель отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, но и тогда Ходорковскому, еще находившемуся в колонии, не было предъявлено никаких обвинений, а дело Пичугина различные международные организации — от Совета Европы до ЕСПЧ признали расследованным с нарушениями и политически мотивированным.
Тем не менее, после опубликования информации о повестке Ходорковскому все старые обсуждения всколыхнулись вновь. Так, вдова убитого мэра Нефтеюганска Фарида Исламова заявила, что «там есть очень веские основания. Во всех судебных процессах, которые проходили по убийству, организованному заказчиками из ЮКОСа, в 2005, 2006, 2007 и 2008 годах буквально видно было, от кого был получен заказ». Тем не менее, никаких аргументов в защиту своей позиции она не привела.
В свою очередь, пресс-секретарь Ходорковского Ольга Писпанен заявила, что «дело против Михаил Борисовича никак не могут дожать уже 17 лет. Все это время они ищут доказательства кровавой причастности Ходорковского к этому делу и не могут найти. В ближайшее время и еще долгое время, я надеюсь, Михаил Борисович будет жить и работать и не предпринимать никаких действий для того, чтобы участвовать в играх Следственного комитета».
Оппозиционный депутат Госдумы Дмитрий Гудков также предположил, что истинная подоплека обвинений связана совсем не с давним убийством градоначальника.
«Думаю, — написал он в Facebook, — это артподготовка к первому применению закона об отмене приоритета международного права. Россия ведь, если помните, должна акционерам ЮКОСа огромную тучу денег. Я сейчас даже не про основную сумму, которая рухнула на бюджет из Гааги, а про ту, что поменьше, — примерно 2 миллиарда евро, присужденных им ЕСПЧ. Решение суда уже вынесено — еще в 2014 году — но, конечно, еще не исполнено. Вот тут-то на сцену и может выступить по-военному суровый Конституционный суд и сказать: «Убийцам не платим!»
Также Гудков отметил, что сомневается в разошедшейся по сети версии, будто новым делом Ходорковского власть хочет отвлечь внимание общества от расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о возможном коррупционном бизнесе семьи генпрокурора РФ Юрия Чайки: «Я не соглашусь с теми, кто говорит, что так хотят отвлечь внимание от Чайки. От Чайки внимание не отвлечь теперь ничем, кроме, разве что, какой-нибудь новой войны (не дай бог)».
Характерно, что провластные блогеры стали распространять версию о том, что есть некая связь расследования Навального и дела Ходорковского, правда, не поясняя, что увидели здесь общего.
В частности, глава холдинга NewsMedia Ашот Габрелянов в своем Twitter написал, что «есть неуловимая тонкая связь, между наездом Навального на Чайку и объявлением Ходорковского в розыск. Навальный — шнурок Кремля — я уверен».
Более внятного анализа среди противников Ходорковского не представил никто: так, военный эксперт Игорь Коротченко ограничился вопросом «выдаст ли Швейцария Ходорковского», а юрист Илья Ремесло заявил, что «не надо привлекать к ответственности за заказные убийства. Ведь это мешает обсуждать "расследования" Навального».
При этом к версии о том, что новое расследование дела Ходорковского призвано отвлечь внимание от материалов ФБК выразил и сам Алексей Навальный: «Классика просто. Как-то нехорошо, что все обсуждают Чаек-Цапков и "испанское досье Путина". Давайте вкинем бредовую новость, чтобы все обсуждали её. Ведь по этому делу, полностью сфабрикованному на показаниях двух человек, сидевших в тюрьме, уже даже Невзлина (Леонид Невзлин, еще один экс-руководитель ЮКОСа — ред.) заочно осудили. Давайте сейчас и Ходорковского подтянем. И чем абсурднее, тем лучше - больше обсуждать будут».
Участвуйте в опросе "МК" "Как вы относитесь к объявлению Ходорковского в федеральный розыск?"