Законопроект, подготовленный МВД и внесенный в парламент задолго до начала акций дальнобойщиков, дошел до рассмотрения в самый разгар протестных действий, вызванных введением платы за проезд большегрузов по федеральным трассам.
Правительство предлагает «всего лишь» уточнить в действующем законодательстве понятия «демонстрация» и «пикетирование».
Демонстрацией считать любое «организованное публичное выражение общественных настроений группами граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, в том числе во время передвижения на транспортных средствах».
А пикетом — публичное выражение мнения, которое осуществляется без передвижения и звукоусилителей, но с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, в том числе и с использованием «быстровозводимых сборно-разборных конструкций». То есть палаток.
Эти небольшие уточнения влекут за собой серьезные последствия. Место и время проведения демонстраций и пикетов, количество их участников и лозунги требуется согласовывать с властями, иначе акция становится несанкционированной и полиция имеет полное право жестко ее пресекать.
А административные штрафы за нарушение правил проведения пикетов и демонстраций в разы превышают штрафы за наиболее распространенные нарушения ПДД (сейчас дальнобойщиков-протестантов наказывают в основном за это): участие в несанкционированной акции — минимум 10 тысяч рублей, организация или проведение публичного мероприятия без подачи уведомления в установленные сроки — от 20 до 30 тысяч рублей.
Если же речь идет об акции, создавшей помехи «функционированию транспортной инфраструктуры», движению пешеходов и (или) транспорта, — штраф вырастает до 30–50 тысяч рублей с альтернативой в виде ареста на срок до 15 суток…
На заседании профильного Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям его глава Ярослав Нилов (ЛДПР) спросил представителя МВД Александра Авдейко, «будет ли считаться в случае принятия законопроекта демонстрацией движение колонны большегрузных автомобилей, если на машинах нет лозунгов или когда они стоят на обочине». Или, например, движение «колонны из нескольких автобусов с символикой КПРФ, ЛДПР или «ЕР» или лозунгами в их поддержку».
Г-н Авдейко попросил «не политизировать обсуждение» и напомнил, что в определении демонстрации говорится об «использовании плакатов при передвижении». «Значит, если движется колонна самоорганизованная и на автомобилях нет плакатов или транспарантов с символикой, это не является демонстрацией?» — допытывался г-н Нилов.
«Ну… Если она движется без каких-либо заявлений…», — г-н Авдейко явно не хотел брать на себя ответственность за трактовки. Но из его слов следовало, что колонна партийных автобусов или автомобилей с партийной символикой демонстрацией все же будет считаться и потребует согласования — она же движется!
Первый замглавы комитета Михаил Маркелов («ЕР») поинтересовался, «как будет работать закон на земле», — ему хотелось бы «большей четкости формулировок»: «Вот выходит на дорогу колонна без плакатов, останавливаются машины на обочине, вышли люди из машин, курят молча, с мрачным видом, и все всё прекрасно понимают, и что?».
Г-н Авдейко сказал, что критерием будет «публичное выражение общественных настроений»: если колонна, например, просто перевозит детей — это никак не связано с выражением этих самых настроений.
Ситуацию с фурами вдоль дороги он прокомментировал маловнятно. Можно было догадаться, что если водители заранее объявили, что поедут по дороге в знак протеста, — они «публично выразили общественные настроения», и это уже демонстрация, а если они «просто стоят и мрачно курят» — нет: они же не движутся! Но чтобы «просто встать», они должны сначала приехать на эту обочину, и вот тут-то…
На заседании комитета присутствовал глава «Федерации автовладельцев России» Сергей Канаев. Он напомнил, что эта организация еще в 2008 году говорила, что требуется законодательное урегулирование вопросов, связанных с автопробегами, но «вопрос опять же в критериях — надо, чтобы люди понимали, что закладывается — запретительная мера против выступлений ограбленного народа или наведение порядка».
Представитель МВД заверил, что законопроект призван «навести порядок», и заверил в готовности продолжить работу над текстом ко второму чтению.
Лишь «ЕР» поддержала заключение комитета с рекомендацией палате принять его в первом чтении — оно намечено на 4 декабря…
Впрочем, кроме «кнута» Госдума обещает дальнобойщикам и своего рода «пряник» — смягчение правил оплаты проезда по дорогам. «Чтобы снять напряжение», — заявил утром в зале заседаний Вячеслав Лысаков, выступая от имени фракции «ЕР».
Комитет по конституционному законодательству готовит к принятию во втором и третьем чтении законопроект, который снижает штрафы за неуплату сбора в 100 раз, а штраф при этом будет взиматься однократно при любом количестве фиксации нарушения в сутки. В разговоре с «МК» г-н Лысаков сообщил, что речь идет и «об уточнении технических деталей»: например, введение постоплаты вместо предоплаты.
Дата рассмотрения этого законопроекта пока неизвестна, но г-н Лысаков заверил, что он «будет принят в максимально короткие сроки».