Именно в Мариуполе 25 октября произошел громкий срыв выборов. Напомним, что городская избирательная комиссия сначала отказалась принимать бюллетени, потому что они напечатаны в типографии, принадлежащей Ринату Ахметову. А потом, когда ее общими усилиями принудили к компромиссу, вдруг в ночь выборов не стала передавать эти бюллетени на избирательные участки. Причина – пара надорванных пачек и 22 бюллетеня, обнаруженные валяющимися на полу. В итоге, чтобы Мариуполь проголосовал 29 ноября, в Верховной Раде придумали отдельный закон. Обеспечить успешное голосование в городе без митингов и уличных боев стало для украинской власти делом принципа.
В штабе местной «Батькивщины» и вокруг кипела практически боевая жизнь. «Вы знаете, что выборы в Мариуполе не могут произойти по закону, потому что бюллетени отдали на участки не по процедуре!?» - сразу огорошила нас местный волонтер Галина Однорог. Перед этим на пороге корреспондент «МК» нарвался на лидера областной организации запрещенного в России «Правого сектора» Сергея Чирина. «От нас защищать результат будут 36 мобильных групп. Люди подъезжают со всей Украины!» - сказал главный «правосек», проходя мимо.
В Мариуполь действительно съехалось пол-Украины. Тут и люди из общественных организаций, профессионально наблюдающих за выборами, и журналисты практически всех центральных СМИ, и бойцы добровольческих батальонов, и многие политтехнологи. Ко дню голосования Киев подготовился с максимальным количеством козырей. Например, в специальном законе «про Мариуполь» печать бюллетеней была возложена на Центральную избирательную комиссию, печатали их в Киеве и соответственно выдавали их на участки в Мариуполе люди из Киева. Соответственно сорвать голосование на уровне города никак не возможно.
И при этом попытки сорвать выборы не прекращались до последнего. Вечером накануне члены городской комиссии от «Батькивщины» потребовали срочно распустить районные избирательные комиссии и до 24-00 набрать их заново. Почему? А бюллетени передавались на участки членами ЦИКа без участия местных избиркомов. Заседание городской комиссии было сорвано и тут же последовало решение ЦИК о смене трех «буянов» в городской комиссии Мариуполя.
«Если в Мариуполе не пройдут выборы, – рассказал «МК» аналитик гражданской сети «Опора» Александр Клюжев, – то город подпадет под нормы Минска-2. В соглашениях четко сказано, что люди должны получить право на выборы местной власти. При срыве выборов и военно-гражданской администрации Мариуполь вполне мог принять участие в выборах, которые должны быть организованы для городов ДНР. Крупный украинский город будет голосовать одновременно и по одним правилам с «оккупированными»? Этого произойти не должно!»
В этих условиях новая полиция ввела усиленный режим на окружающих город блокпостах, внутри мобильные группы с бронетранспортерами время от времени перекрывают перекрестки и проверяют у всех поголовно документы. 1200 полицейских страхуют части Национальной гвардии. Порядок в городе пока сохраняется образцовый.
В воскресенье наблюдалось голосование с повышенной явкой в районах, где компактно проживают работники металлургических комбинатов. Металлурги – организационная опора «Оппозиционного блока». «Мы не голосуем за Оппоблок, мы голосуем за комбинаты!» - сказала мне бабушка на выходе из одного из трех участков на 41 школе. «Мы голосуем за оппозицию и не надо мне ничего говорить!» - жестко сказала другая. Сейчас единственный вопрос этих выборов: с каким именно результатом возьмет большинство в городском совете оппозиция и победит ли кандидат от металлургических комбинатов Вадим Бойченко в первом туре?
Примут ли поражение «демократические партии», очень существенный вопрос. От ответа на который зависит, будет ли драка в судах и на площадях после дня голосования.