Россияне со стажем хорошо помнят шпиономанию советских времен, когда пропаганда вещала, что вокруг нас ходит множество опасных агентов западных разведок, готовых украсть секретный план, отравить воду в водопроводе, взорвать фабрику — и поэтому каждый должен быть бдителен.
Если верить последним исследованиям «Левада-Центра», сейчас в нашей стране самый заметный за все постсоветские годы виток шпиономании. Причем на всех уровнях — на государственном и бытовом.
Соответствующие статьи УК, традиционно считавшиеся экстраординарными, теперь появляются в новостях так же часто, как если бы речь шла об обычном хулиганстве, — по нескольку уголовных дел ежемесячно.
Арестовать действительно могут практически ни за что. Помните, в начале года в «Лефортово» оказалась многодетная мать Светлана Давыдова из городка Вязьмы, недалеко от Смоленска. Ее взяли за то, что она, услышав в маршрутке телефонный разговор какого-то офицера, рассказывавшего о предстоящей командировке, предположила, что он едет в Донбасс. Своими подозрениями женщина, по ее словам — из пацифистских соображений, поделилась по телефону с украинским посольством в Москве. В конце концов Светлану Давыдову после вмешательства правозащитников отпустили. А сколько таких, кто продолжает сидеть?
Социологи «Левада-Центра» утверждают, что 86% россиян не знают статей в УК, определяющих понятия «шпионаж», «государственная измена», а также меру ответственности за них. Лишь 8% опрошенных сообщили, что вообще когда-либо читали на эту тему.
При этом наши сограждане начали следить за всем: за партнерами по бизнесу, коллегами по работе, женами и мужьями, прислугой...
Люди заказывают эту спецтехнику через зарубежные интернет-магазины по почте у экспресс-перевозчиков либо сами покупают за рубежом, а потом пытаются провезти через границу в личном багаже. Дело в том, что за бугром такой товар стоит в разы дешевле, чем в России.
В основном аппаратуру приобретают в Китае, гораздо реже — в США, Японии, Южной Корее и странах Европейского союза. Иногда запрещенная к ввозу техника двойного назначения для маскировки поступает в Россию в посылках вместе с одеждой, обувью, игрушками, электроникой, косметикой, автозапчастями, инструментами и т.д.
Увеличение числа международных почтовых отправлений с подобной продукцией наблюдается по всей стране: от Дальнего Востока до Калининграда. Если раньше это были единичные случаи, то теперь, например, с начала года сотрудниками Новосибирского таможенного управления задержано 273 посылки со шпионскими аксессуарами, на почтовом таможенном посту Пулковской таможни — 153 и т.д. Такая ситуация, как утверждают в Федеральной таможенной службе (ФТС), повсеместна.
«Большинство людей знают, что запрещено ввозить в страну оружие и наркотики, — сообщил «МК» начальник пресс-службы ФТС Дмитрий Котиков. — Но ограничений больше, они установлены не только таможенным законодательством. Например, есть почтовые правила, что нельзя класть в международную посылку и, соответственно, заказывать по Интернету. Специальные устройства для негласного получения информации также относятся к предметам, запрещенным для перевозки физическими лицами. А вот юрлица могут их перемещать, если получат лицензию в уполномоченном органе. Свои нюансы есть и при ввозе радиотехники. Покупателям нелишним будет перед заказом по Интернету мобильника, планшета или иного чуда техники заглянуть в реестр зарегистрированных нотификаций, он есть в открытом доступе. Если там есть такая модель, то заказывать ее можно. Если нотификация отсутствует — опасный гаджет будет задержан таможней и отправлен обратно.
Для тех, кого ловят со шпионской аппаратурой, есть уголовная и административная ответственность. За незаконное приобретение или сбыт специальных технических средств для негласного получения информации грозит лишение свободы до четырех лет. Административное наказание установлено еще в ряде случаев, в частности за незаконный ввоз в Россию такой техники последует штраф до 2,5 тысячи рублей для граждан. Сами «шпионские штучки» при этом конфискуются».