В организацию входили десять человек, среди которых были граждане Кувейта, Сирии, Ливана, Египта и Австралии. Пока поймать удалось только шестерых, остальные все еще скрываются от правосудия. Отметим, что в сотрудничестве с запрещенным в России «Исламским государством» так или иначе заподозрены практически все государства Ближнего Востока. Периодически такие обвинения выдвигаются даже против США и их союзников по антиигиловской коалиции. Тем не менее, появление в этой плеяде Украины заслуживает отдельного внимания.
У официального Киева нет непосредственных интересов на Ближнем Востоке, но его представители время от времени признаются в сочувствии к боевикам ИГИЛ (запрещено в РФ) , называя их то «мирными жителями», то «борцами за свободу». Делается это лишь потому, что Украина надеется всеми силами подорвать авторитет России, которая, как известно, недавно стала одной из ключевых стран, борющихся с джихадистами.
Больше всех в поддержке ИГ продвинулся депутат Верховной Рады и помощник главы МВД Украины Антон Геращенко. Сначала он выступил за то, чтобы выяснить личные данные российских летчиков, откомандированных в Сирию для борьбы с терроризмом, и опубликовать их, чтобы боевики узнали их место жительство и отомстили. А затем он увидел след российских спецслужб в терактах в Париже 13 ноября. О том же заявил постпред Украины в ООН Юрий Сергеев, правда, после этого в Киеве официально заявили о скорой замене своего представителя.
В день арестов в Кувейте украинский неонацист Дмитрий Корчинский, бывший кандидат в президенты Украины и лидер запрещенной в России УНА-УНСО, вообще призвал просить исламистов «метко стрелять» в россиян. «К сожалению, СБУ иногда арестовывает или депортирует кавказцев, которые едут из Сирии в Московию, за принадлежность к ИГИЛ. Это неразумно. Зачем Украине ссориться с исламом?», - рассуждает правый радикал. По его мнению, террористы являются единственными союзниками Киева в борьбе с Россией. Ранее Корчинский предлагал бомбить жилые квартиры Донецка и Луганска, а их мирных жителей сгонять в концлагеря.
Однако слова могут оставаться только словами, если официальный Киев их не поддержит, а он этого не делает. «Мы не можем продавать или перепродавать, или совершать какие-либо сделки касательно оружия. Мы не являемся субъектом хозяйственной деятельности, и на вооружении у нас такого оружия нет», — прокомментировала вскрывшуюся информацию по продаже ПЗРК официальный представитель Минобороны Украины Виктория Кушнир.
Тем не менее, есть факт задержания группы террористов, которые закупили оружие на Украине и смогли переправить его оттуда в Сирию. Из этого можно сделать вывод, что в стране достаточно людей, готовых к поддержке международной террористической организации. Судя по всему, черный рынок оружия на Украине настолько разросся, что привлек к себе внимание ИГ.
Насколько это предположение верно, и что с этим делать, «МК» выяснил у Михаила ПОГРЕБИНСКОГО, директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- Профессия нелегального торговца оружием на Украине берет свое начало с первых дней независимости страны. Тогда распродажа советского вооружения была сверхприбыльным бизнесом. Теперь люди набрались опыта и начали перепродавать китайские ПЗРК. При этом я бы не стал связывать это событие с АТО, где оружие тоже пропадало в больших количествах. На Донбассе этим скорее занимаются непрофессиональные люди. Просто солдат или боец добровольческого батальона кладет автомат или гранатомет в сумку и едет к себе домой. Они не в состоянии продать партию китайских ПЗРК.
- Правоохранительные органы с этим как-то борются?
- В результате люстрации правоохранители у нас были полностью разгромлены. Если генерал СБУ (замруководителя главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ Василий Писной) может получить ногой по голове от какого-то майданного урода (депутат Верховной рады Виктор Парасюк), и при этом губернатор Луганской области (Георгий Тука) возьмет ударившего на поруки, то о каком авторитете правоохранительных органов вообще можно говорить?