1 ноября. В прессе появляется первое заявление «Исламского государства» (ИГ, группировка признана в России террористической и запрещена), в котором оно берет ответственность за крушение. Авиакомпании Lufthansa, Air France, Emirates практически сразу приостанавливают полеты над Синайским полуостровом на короткий срок. Российские и зарубежные эксперты обсуждают, насколько эта часть Египта подвержена террористической угрозе.
2 ноября. Замдиректора по летной работе компании «Когалымавиа», которой и принадлежал рейс A321, Александр Смирнов на пресс-конференции по поводу трагедии заявляет, что «могло быть все что угодно». «Мы исключаем техническую неисправность воздушного судна, мы исключаем ошибку пилота», – также поясняет Смирнов.
В то же время частная разведывательно-аналитическая компания США Stratfor публикует отчет, где говорится, что наиболее вероятным сценарием стоит считать взрыв бомбы на борту A321. Аналитики компании исключают технические неполадки, в том числе возможный отказ электроники.
3 ноября. Интересно, но президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси практически сразу отметает версию теракта. Так, в разговоре с журналистами британской The Telegraph египетский лидер подвергает жесткой критике сообщения о заложенной бомбе или ракете, называя их «беспочвенными догадками».
4 ноября. Правительство Великобритании первым на высоком уровне озвучивает предположение, что причиной гибели российского самолета могло стать «взрывное устройство». Заявление об этом делает представитель канцелярии премьер-министра страны после созыва чрезвычайного британского комитета COBRA. За этим следует подобное заявление Форин-офиса.
5 ноября. Британский министр иностранных дел Филип Хаммонд предполагает, что за крушением Airbus А321 в Египте может стоять ИГ. В интервью Sky News глава британской дипломатии поясняет: «Мы изучили информационную картину в целом, включая это заявление ИГ, а также другие информационные сообщения, и пришли к выводу, что это серьезная возможность». Лондон отменяет авиасообщение с курортным городом Шарм-эль-Шейх. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков называет решение Великобритании «суверенным правом» страны, но заявляет, что сообщения о теракте «носят характер непроверенной информации или спекуляций».
Президент Америки Барак Обама также допускает, что A321 погиб в результате действия взрывного устройства. «Я думаю, есть вероятность, что на борту была бомба», – говорит американский лидер. В то же время он отмечает, что Вашингтон намерен проводить собственное расследование причин трагедии. CNN со ссылкой на анонимных представителей разведки США пишет, что спецслужбы Америки рассматривают террористическую версию в качестве основной.
6 ноября. Один из египетских высокопоставленных чиновников на условиях анонимности в интервью телекомпании ABC называет действия террористов наиболее вероятной причиной гибели российского лайнера в небе над Синаем.
9 ноября. С признанием террористической версии выступает и Израиль. Министр обороны страны Моше Яалон заявляет: «Существует высокая вероятность — исходя из того, что нам известно, — что это была атака террористов. Это высочайшая из вероятностей».
14 ноября. После атак в Париже глава дипломатии ЕС Федерика Могерини сравнивает французскую и российскую трагедии. «Снова Париж, – заявила она. – Ливан – за день до этого, Россия и Египет две недели назад, и в очередной раз Турция несколько недель назад. Все ясно говорит нам о том, что это касается нас вместе. Европейцы, арабы, Восток и Запад — все международное сообщество пострадало от терроризма и от тех, кто добивается, чтобы разделить нас и посеять панику».