Речь идет о Черногории, в которой уже месяц не стихают протесты против действующего премьер-министра Мило Джукановича, правящего этой республикой более четверти века.
Поводом для начала протестов послужило чрезмерное желание бессменного Мило запихнуть свою страну в НАТО. Не обращая внимания на массовые пророссийские и просербские настроения черногорцев, Джуканович жаждет евроатлантической интеграции ради сохранения собственных капиталов, природу возникновения которых злые языки связывают с торговлей наркотиками и контрабандой сигарет в Италию. В ином случае с высокой долей вероятности его ждет скамья подсудимых в Италии, где на него было заведено несколько уголовных дел.
Конечно, еще не одни протесты в мире, включая «арабскую весну» в Египте, не останавливали желающих отдохнуть российских туристов. Остановить их может другое — практически неминуемое в случае вступления Черногории в НАТО введение визового режима между Москвой и Подгорицей.
Об этом уже вслух говорят российские дипломаты. В этом случае Черногории как стране, присоединившейся к антироссийским санкциям, не будет никаких поблажек. И если возвращение визового режима со стороны Москвы вряд ли сильно повлияет на и без того скромный ручеек граждан Черногории, летящих в Россию, то уже ответная отмена безвизового режима для россиян со стороны Подгорицы может серьезнейшим образом ударить по 2-миллионному потоку российских туристов, полюбивших за последние годы курорты черногорской Адриатики.
Здесь может быть показателен пример соседней Хорватии, за год (!) потерявшей более половины российских туристов. Но если Загреб исторически может рассчитывать на немецких туристов и помощь Берлина, то Подгорице, кроме как на русских с сербами, ежегодно заполнявших черногорские пляжи, рассчитывать объективно не на кого. Ни итальянцы, ни немцы с французами, как правило, до Черногории практически не добираются, поэтому заменить русских туристов объективно некем. А с учетом происходящей в последние месяцы остановки последних промышленных производств Черногории такими темпами, она может лишиться своего главного оставшегося дохода — туристов.
Следствием вероятного введения визового режима станет стремительное падение черногорского рынка приморской недвижимости, основой которого также являются граждане России. Так же быстро, как происходил взлет цен на адриатический квадратный метр с начала 2000-х, когда меньше чем за 5 лет он подорожал более чем в 10 раз, может начаться и обратное падение цен на явно переоцененные русской щедростью объекты. Пример: если в начале 2000-х в Герцег-Нови можно было купить квартиру за 30 тысяч евро, то сегодня она может стоить и 300, и 400 тысяч. Вместе с визами упадут перегретые цены — и это, пожалуй, единственный позитивный момент для желающих обрести сравнительно недорогой домик у моря соотечественников.
Плюс Черногории помимо исторической близости всегда состоял в возможности массового неорганизованного туризма, который закончится вместе со вступлением этой республики в НАТО. Утверждающие, будто вступление в Североатлантический альянс вовсе не означает автоматического введения визового режима, либо обманывают (как Джуканович), либо просто не в курсе (как некоторые отечественные «эксперты»): ни одна страна — член НАТО в Европе после вступления в альянс еще не смогла сохранить безвизовый режим и хорошие отношения с Россией. Таковы непреложные правила евроатлантической интеграции, не предполагающей политики многовекторности и возможности выбора друзей, помимо очерченного круга утвержденных Вашингтоном. Два года назад этого не хотел понять Янукович. И где он сейчас?
Отдельным пунктом можно вспомнить про знаменитую черногорскую гордость, явно изменяющую нашим братьям в этом вопросе, — ведь не кто иной, как Североатлантический альянс бомбил Черногорию всего 15 лет назад, когда та была еще составной частью бывшей Югославии. Осталась ли еще эта гордость в крови черногорцев, помнят ли они погибших от бомб НАТО своих сограждан, станет понятно уже завтра.
В ближайшую субботу оппозиция грозится провести в столице самую большую акцию протеста в истории независимой Черногории. На прошлые акции уже выходили немыслимые для этой 680-тысячной республики 30 тысяч человек (почти 5% населения!). Если такой темп протестов в Подгорице продолжится, то есть шансы, что Джуканович не сможет досидеть в кресле премьер-министра даже до конца года. Главный вопрос — кто может прийти ему на смену, ведь Черногория с ее исторически главенствующей ролью первого лица примет только сильного политика, способного дать людям четкую альтернативу.
Олег Бондаренко, политолог