— Ислам, к сожалению, сегодня является религией, наиболее удобной для использования в политических целях. Сегодня российский ислам стал очень уязвим, подвергается агрессии извне и нуждается в государственной помощи в вопросе обороны от экстремистов, о чем постоянно говорит и верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Уполномоченных по работе с религиозными организациями недостаточно, а те, что есть, допускают в своей деятельности опаснейшие стратегические ошибки из-за своего дилетантизма в вопросах религии. В ряде регионов за последние три года российские чиновники, сами того не ведая, «спутались» с массой сомнительных личностей, за которыми часто скрываются экстремисты-исламисты или криминал. А иногда и то и другое.
— О каком взаимодействии чиновников с исламистами идет речь?
— На федеральном уровне, в аппаратах губернаторов краев и областей есть чиновники, которые курируют контакты с религиозными организациями: выделение земли под мечети, проведение Курбан-байрама, создание медресе, вопросы финансирования и многое другое. Но эти люди зачастую совершенно не представляют себе, что такое ислам, не знают его особенностей. Это универсальные управленцы, в чем и беда. И это уже отлично поняли радикальные исламисты. Они приходят к таким чиновникам как представители тех или иных мусульманских организаций и предлагают сотрудничество. Чиновник, не отличающий даже суннитов от шиитов, охотно соглашается, поскольку эти люди «помогают» ему создавать видимость работы, которая демонстрируется, например, губернатору, а затем федеральному центру. Иногда присутствует и коррупционная составляющая. В итоге получается так, что государство фактически финансирует радикалов руками таких вот недалеких чиновников. Исламистские организации самого сомнительного толка проводят на нашей территории за наш же счет форумы, издают экстремистскую литературу и ведут иную подрывную деятельность против основ государства. Все программы сотрудничества таких вот деятелей написаны под диктовку зарубежных исламских центров или вообще террористов. Но внешне все красиво, если не вчитываться глубоко, — а чиновники и не вчитываются! В итоге исламисты становятся, по сути, официальными союзниками государства и выступают от имени мусульман целого региона, оттесняя от диалога с властями нормальных, миролюбивых, патриотически настроенных мусульман. В качестве особо неудачного примера такого взаимодействия чиновников и исламистов на федеральном уровне могу привести деятельность в нашей стране Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ), руководитель которого, Юсуф Кардави, некогда объявлял Россию врагом №1 исламского мира, а месяц назад объявил нашей стране джихад из-за действий в Сирии. При этом ВСМУ при поддержке таких вот некомпетентных чиновников провел в нашей стране ряд крупных исламских конференций, активно внедрился и работает в пенитенциарной системе России…
— Какие еще пути «мягкого» проникновения экстремизма в ислам используются антироссийскими силами?
— Большинство — почти три четверти — деревенских имамов в мусульманских областях России пожилые, за 70–75 лет. И этим вовсю пользуются экстремисты. По деревням ездят люди, якобы этакие исламские деятели, втираются в доверие к имамам, предлагают им помочь в трудной работе, почитать молитвы, выплачивают им регулярную помощь, по сути, «зарплату» — мелочь, но для деревни хорошие деньги. Потом под это дело раскладывают в мечетях свою литературку, затем предлагают почитать за них уже пятничные намазы и т.д. Когда имам умирает, кто становится вместо него? Правильно, эти люди. Местные власти не препятствуют — ну как же, человек давно помогает, засветился, известен… В итоге открывается прямой путь экстремистских идей к сердцам россиян.
— Как сегодня структурно выглядит верхушка российского исламского духовного руководства?
— В России 81 муфтият. Притом что в большинстве арабских стран — один муфтий на государство! К примеру, в Свердловской области шесть муфтиятов, и они не могут договориться между собой об основных направлениях работы и взаимодействия. Правда, есть исключения: в Татарстане один муфтий, в республиках Северного Кавказа тоже по одному муфтию. Но избыточное количество муфтиев означает, что нет единства ни в чем, в первую очередь в методах противодействия экстремизму, активно запускающему щупальца в исламскую среду. Муфтии выступают с разных позиций, используют разные священные книги, разные переводы Корана, в том числе и ваххабитских переводчиков, а их «разброд и шатания» используют в своих целях экстремисты.
— Федеральному центру удается находить общий язык с таким количеством высоких духовных лиц применительно к вопросам государственной безопасности?
— Религия в России отделена от власти. Но власть тем не менее хочет держать руку на пульсе. Речь идет не о контроле веры и убеждений, а о контроле за проникновением в религиозную среду нездоровых идей и настроений извне. Поэтому при поддержке Администрации Президента еще в 2006 году был создан и существует Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, являющийся эдакой площадкой взаимодействия федерального центра и ислама. Он неплохо финансируется спонсорами при активной поддержке государства, через фонд деньгами поддерживаются пророссийски настроенные исламские религиозные деятели, оплачивается развитие духовного образования, проведение различных мероприятий, не позволяющих религии замкнуться, закрыться от остального общества — и, таким образом, выносить в себе разрушительное семя, которое всегда рады подкинуть из-за рубежа экстремистски настроенные радикальные течения ислама.
Но в последнее время по инициативе куратора этого фонда, зам. начальника управления президента по внутренней политике Михаила Белоусова, его деятельность приобрела крайне опасные, с моей точки зрения, формы. Этим летом был принят совершенно безумный документ — «Социальная доктрина российских мусульман», призванный якобы объединить всех наших мусульман и противодействовать распространению среди них радикальных идей. Доктрину разрабатывали и рекламировали горе-специалисты из фонда под руководством бывшего православного священника, ныне принявшего ислам, Вячеслава Али Полосина. При этом руководители фонда, как и уполномоченные чиновники, текст доктрины сами явно не читали — ничем другим не хочется объяснять повсеместно встречающиеся в нем откровенно экстремистские исламистские посылы!
— Что содержит в себе этот документ?
— Доктрина сляпана в виде плохо переведенной компиляции разных арабских источников, изобилует ссылками на ибн Таймийю — запрещенного в России средневекового автора, основателя салафизма, ставшего основой современного ваххабизма. «Задумайтесь, кто вы в первую очередь: россиянин или мусульманин?» — эта фраза из доктрины — едва ли не главный посыл для формирования мотива в арсенале вербовщиков экстремистских исламских движений! А как вам совет россиянам обучать детей… «ездить на верблюде и запрыгивать на него одним махом»?! А постоянно упоминаемый приоритет законов шариата над государственными?! Или утверждение о приоритете мужчин над женщинами? Между тем в запрещенном в России «Исламском государстве» провозглашаются равные права мужчин и женщин; разные социальные задачи, но внешнее равноправие же! И вот представьте, что «Доктрину российских мусульман», допустим, читает эдакая заблудившаяся в себе молодая девушка, студентка, принявшая ислам, — и что она видит? Что российские мусульмане должны блюсти главенство мужчин над женщинами, а ИГ дает им равные права! Очевидно, что симпатии незрелого молодого ума будут на стороне экстремистов.
Или вот, скажем, договоренность о сотрудничестве между фондом и Федеральной системой исполнения наказаний о снабжении тюремных библиотек литературой за авторством «раскаявшихся экстремистов». Поскольку часть заключенных сидит по экстремистской 282-й статье, в том числе и по исламистской линии, то для их перевоспитания вроде бы как полезно предоставить соответствующую литературу. И вот согласно договору между фондом и ФСИН издаются и распространяются по библиотекам книги Усмана Ахмада Абдурахима, салафита и ваххабита, не единожды сидевшего в тюрьмах ближневосточных стран за ярый экстремизм! Потом он вроде бы как раскаялся, повинился и начал писать книги о… джихаде! Тексты расплывчаты и витиеваты, их содержание можно трактовать очень гибко. А поскольку некоторые экстремисты садятся за решетку на небольшие сроки добровольно, для вербовки сторонников из числа заключенных, то теперь у них и легальные «учебные пособия» будут под рукой!
Еще пример — на этот раз по линии Минобрнауки, стимулирующего развитие исламского образования в РФ в патриотическом ключе. Деятельность нужная, но чем объяснить то, что государство финансирует вузы, в которых… нет студентов?! Скажем, Московский исламский институт последние годы получал порядка 30 миллионов рублей в год на учебную деятельность, издание пособий и т.п. Пару лет назад Рособрнадзор проверял этот вуз и опубликовал результаты: учебная деятельность не ведется, научная деятельность не ведется, основной источник доходов — аренда предоставленных государством помещений… В этом году, правда, какие-то студенты появились. Или вот институт имени Фаизханова в Нижнем Новгороде. Та же самая история, и ректор ввиду грядущей проверки сам подал заявление о ликвидации вуза, параллельно подав в Минюст заявку… о регистрации такого же нового, с минимальным отличием в названии. Старый ликвидировали, новый зарегистрировали, а чиновники сделали вид, что отряд не заметил потери бойца, снова выделив институту материальную поддержку!