Российское движение школьников уже называют «новой пионерией» за масштабность - в лучшие годы в Стране советов насчитывалось до 23 миллионов пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин, а сегодня РДШ теоретически может объединить всех учащихся школ, коих сейчас порядка 15 миллионов! Пионерские организации в СССР стали создаваться в 1923 году по образцу американских скаутов, и уже через пару лет поголовье «советских скаутов» достигло полутора миллионов. Сперва дети в красных галстуках расхаживали с флагами и барабанами под именем римского гладиатора Спартака, но в 1924 году, после смерти Ленина, организации было присвоено имя Ильича. В пионеры принимали в 3 классе, а после 14 лет политически активная школота могла эволюционировать до комсомольца, что открывало перспективы партийной карьеры. Впрочем, нынешних членов РДШ обещают не пичкать идеологией, хотя никакой конкретики, интересующей родителей и учителей пока нет. Будет ли членство в РДШ обязательным или автоматическим для всех школьников страны? Как может выглядеть символика РДШ? Как при формировании стратегии действий движения будет учтена нынешняя огромная загрузка школяров уроками и останется ли время на «движение»? На все это Сергей Поспелов, руководитель «Росмолодежи», организации, призванной курировать РДШ, озвучил «МК» только общие мысли:
- Федеральное агентство по делам молодежи будет координировать работу данного движения. Прежде всего, данная организация будет направлена на развитие компетенций наших школьников. В ближайшее время мы подготовим и обнародуем предложения по исполнению Указа президента. Пока мы только понимаем контуры этой организации. Будут вырабатываться единые методики, учитываться лучшие существующие практики. Предварительные направления работы мы будем широко обсуждать с общественными организациями и профессиональными сообществами.
Не совсем понятно, как после запуска РДШ будут продолжать существовать «те самые пионеры» из СССР — ведь пионерский бренд лет шестнадцать назад прибрала к рукам партия КПРФ, вот только сделать его массовым не удалось — в формате «внутрипартийного пикника» Геннадий Зюганов лично повязывает галстуки нескольким сотням школьников ежегодно в мае на Красной площади. Как коммунисты отнеслись к «посягательству» на их священную корову, «МК» спросил у Олега Смолина, первого зампреда комитета Госдумы по образованию от фракции КПРФ:
- Я всячески поддерживаю создание единой крупной структуры, объединяющей школьников. У нас сейчас состояние духовно-нравственной катастрофы, в стране, по данным МВД, 8,5 миллионов наркоманов, 450 тысяч малолетних проституток, по данным Российской академии образования лишь 15% подростков не чужды альтруистическим ценностям, тогда как даже в смутном 1992-м таких было 60%... Главное, чтобы эту затею на корню не похоронил российский бюрократизм!
Скептически настроенным гражданам может показаться, что создание властью очередной детско-подростковой госструктуры ставит перед собой одной из целей выбить у оппозиционных партий как можно больше рычагов и козырей. Правда, прием в пионеры, который раз в год с помпой проводит на Красной площади КПРФ, едва ли был сильным пиар-мероприятием «красных»... Плюс, коммунисты, по сути, добровольно «слили» свою пионерию в пользу путинской РДШ:
- Некоторое время назад все четыре думские фракции, включая нашу КПРФ, обратились к президенту с просьбой создать единую детскую школьную организацию — продолжает коммунист Смолин: - Мы понимаем, что государственные интересы имеют приоритет над внутрипартийными, и что массовая организация будет эффективнее наших нескольких тысяч пионеров.
Попутно «МК» поинтересовался у российских скаутов — как они оценивают появление РДШ? Алексей Ружников, секретарь общероссийского и московского отделения ОРЮР — «Организации российских юных разведчиков» считает, что существование российских скаутов вряд ли изменится и с «новыми пионерами» конкуренции не будет:
- Я бы выразил все одной фразой - «детей хватит на всех». Скаутское движение никогда не было единым, оно представляет собой разные клубы, которые на некотором уровне координируют свою работу. К примеру, в Москве пять крупных скаутских движений. Мы существуем на полностью собственном финансовом обеспечении и конкурировать с РДШ за госфинансирование нам не нужно - пребывание детей в лагерях, игры и тренировки оплачивают родители.