«Скорее парламентские выборы будут выглядеть фальсифицированными, если на них вдруг победит оппозиция», — шутят в народе.
Между тем европейские наблюдатели из Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказались прислать в Азербайджан свою делегацию. По официальной версии, они обиделись на то, что руководство страны не разрешило им привезти 400 человек. «В Турцию они наблюдателей отправляли в разы меньше, только на Украину столько же, — заметили в здешнем центризбиркоме. — Но, учитывая, что в Азербайджане всего-то населения 9,5 миллиона и 125 избирательных округов, это просто неоправданно много — стольких посылать». Впрочем, конфликт интересов между Республикой Азербайджаном (АР) и ОБСЕ возник еще раньше. В начале лета МИД АР направил ноту ОБСЕ о закрытии офиса организации в Баку. Было заявлено, что правительство страны не видит более необходимости в деятельности координатора проектов ОБСЕ и считает «Меморандум о взаимопонимании между правительством Азербайджана и ОБСЕ о Координаторе проектов ОБСЕ в Баку» утратившим актуальность.
Конечно, независимые международные наблюдатели на выборах в Азербайджане будут, и предостаточно — 490 человек из 40 организаций, только из Австралии сюда прилетят 8 человек, наиболее многочисленная делегация, естественно, будет российская. А вообще наблюдателем может стать любой гражданин. И для этого даже необязательно регистрироваться в центральном избиркоме Азербайджана. Можно просто придти на участок и заявить о себе.
Однако выборы без представителей авторитетных международных организаций поставят под сомнение легитимность нового парламента — пугают АР в Европе.
Хотя понятно, что отказ от сотрудничества с ОБСЕ связан вовсе не с парламентскими выборами — это лишь повод. Так Запад пытается перетянуть АР на свою сторону и не пряником, так кнутом, но заставить «играть» против России по своим правилам, то есть присоединиться к объявленным нам санкциям — однако Азербайджан на это не идет.
Тем самым он не оправдывает возложенных на него ожиданий Евросоюза и по-прежнему демонстрирует независимую внутреннюю и внешнюю позиции. Консервативная демократия — так называют политологи политическую систему АР.
Перемен в Азербайджане действительно не ждут и не хотят. Причин этому несколько. Первая из которых — от добра добра не ищут.
За последние 10 лет ВВП государства вырос в 5 раз. Удвоились иностранные инвестиции. Азербайджанская экономика является одной из самых динамично растущих в мире. При этом, естественно, главное богатство страны — это нефть. Именно ее импорт позволил полностью обновить внутреннюю инфраструктуру, построить новые дороги, успешно развивать социальные программы.
До 2020 года в Азербайджане планируют нарастить добычу «черного золота» с 60 до 80 процентов. Хотя резкое прошлогоднее падение цены на углеводороды, возможно, заставит пересмотреть эти планы.
Чтобы уложиться в бюджет и не потерять нефтяных доходов, так же, как рубль в России, в начале 2015-го в Азербайджане был отпущен курс местной валюты — если раньше она была круче доллара на 30 процентов, за 80 манат давали 100 долларов, то после девальвации за 100 долларов в пунктах обмена предлагают 105 манат.
Нарастает и мировой кризис. Ситуация на Ближнем Востоке до предела накалена. Азербайджан находится на перепутье дорог, ведущих на Кавказ, в Иран, Турцию, Среднюю Азию, он — хозяин Каспия, откуда сейчас бьют по позициям ИГИЛ в Сирии, и поэтому является точкой пересечения глобальных энергетических, транспортных, финансовых и политических интересов. Так что в покое его не оставят.
В 2011 и 2012 годах здесь были попытки устроить свой «Майдан», но попытки настолько невнятные, что их никто особо и не заметил. Перед последними выборами в бой пошла тяжелая артиллерия: Европа критикует АР, например, за то, что на улицах практически нет наглядной агитации, а по телевизору не показывают дебаты кандидатов. Даже правящая партия отказалась от времени в эфире.
«Для того чтобы кандидаты получили бесплатные минуты, необходимо, чтобы их партия была представлена как минимум в 60 округах, кроме нас, такого ни у кого нет. Но так как мы одни, то тоже решили не участвовать», — проясняет ситуацию заместитель председателя «Нового Азербайджана» Али Ахмедов.
«На бесплатное время мы рассчитывать не можем. А одна секунда в платном эфире стоит 20 манат, это слишком дорого», — твердит и лидер оппозиционного «Народного фронта единого Азербайджана» Гудрат Гасангулиев. Он, кстати, единственный от своего движения был депутатом в прошлом созыве и сейчас баллотируется снова — но попадет ли, и сам не знает.
Позиции правящего большинства в АР действительно выглядят непоколебимыми: 700 тысяч членов «Нового Азербайджана» — это чуть не вдвое больше, чем в советские времена было здесь в составе КПСС.
В целом разрозненная и слабая оппозиция может надеяться не больше чем на десяток мандатов. К началу предвыборной кампании, как объясняют в Центризбиркоме АР, многие альтернативные кандидаты поняли, что шансов на победу у них нет, и вообще отказались от своих намерений.
«Сейчас избирательный бюллетень — 767 человек, то есть это больше, чем 6 человек на одно место», — объясняет председатель центральной избирательной комиссии Азербайджана Мизаир Панахов.
Впрочем, ротация народных избранников все-таки будет. Из 117 кандидатов в депутаты от «Нового Азербайджана» 64 человека выдвинуты впервые. Таким образом, при любом раскладе более половины состава главенствующей фракции обновится.
«Основная задача, которую мы ставим перед собой, — по меньшей мере повторить тот результат, который был нами достигнут 5 лет назад на предыдущих выборах в парламент. Наша партия тогда взяла 71 место, это чуть меньше 60%», — гордится заместитель председателя «Нового Азербайджана» Али Ахмедов.
Между тем властная структура сегодняшнего Азербайджана сформировалась в начале 90-х годов, когда в стране была нищета, политическая и экономическая разруха, шла карабахская война. Только приход к власти авторитетного и сильного Гейдара Алиева смог переломить ситуацию и остановить кровопролитие.
Поэтому главный сегодняшний месседж преемника Гейдара Алиева, его сына Ильхама Алиева, который отбывает третий срок на этом посту и может избираться еще неограниченное число раз: не допустить повторения тех страшных событий, Азербайджану нужны только внутренние реформы и никаких «цветных революций».
Согласится ли с этим Запад?