Принятый в 2012 году закон о некоммерческих организациях, «выполняющих функции иностранного агента», предполагает ведение Минюстом особого реестра — в него должны попадать НКО, занимающиеся «политической деятельностью» и получающие деньги из-за рубежа или от россиян или российских организаций, получавших деньги из-за рубежа. Но лишь весной 2015 года в законодательстве прописали процедуру исключения НКО из реестра: это может происходить или в результате ликвидации организации, или в том случае, если в ходе внеплановой проверки Минюста выяснится, что в течение последнего года данная организация не получала иностранных денег и (или) не занималась политической деятельностью. Инициировать проверку должна сама организация.
Сейчас в реестре на официальном сайте Минюста — 13 НКО, избавленных от клейма «иностранного агента»: 6 организаций лишились его в связи с ликвидацией, 7 — по результатам внеплановой проверки. Среди последних — «Солдатские матери Санкт-Петербурга».
С просьбой исключить из реестра эта НКО обратилась в Минюст еще летом — с 1 июля 2014 года организация работала только на пожертвования граждан России и президентский грант.
Пресс-секретарь организации Александр Передрук рассказал «МК», что проверку проводило питерское территориальное управление ведомства. По ее результатам был составлен акт, из которого следовало, что чиновники не нашли оснований для исключения НКО из реестра. Свидетельством продолжающегося иностранного финансирования они сочли то, что экономист «Матерей» одновременно работала экономистом в другой организации, получавшей иностранное финансирование. А политикой были названы проведение правовых семинаров для призывников, найденная в офисе брошюра «Руководящие принципы Швейцарии по защите правозащитников» и размещенное на сайте организации заявление комиссара Совета Европы по правам человека с критикой закона об НКО-«иностранных агентах». Россия, кстати, входит в Совет Европы...
В Москве не согласились с заключением региональных чиновников. Г-н Передрук сказал «МК», что официальное извещение в Петербург «еще не пришло, но оснований не верить сайту Минюста у нас нет».
Любопытно, что и «Солдатские матери Санкт-Петербурга», и другие исключенные в реестре остаются — с пометкой, что они больше не выполняют функции иностранного агента. Г-н Передрук считает: это потому, что «задачей закона об иностранных агентах изначально была стигматизация (клеймение. — «МК») общественных организаций, прежде всего правозащитных, и она выполняется».
Сейчас в реестре 100 организаций, пополнение его продолжается. 28 октября звание «агента» получили фотоклуб «Событие» из Омска и региональное общественное экологическое движение «Друзья сибирских лесов» из Красноярска.
Но действующее законодательство считается исполнительной властью слишком мягким. Минюст подготовил законопроект, который в ближайшее время может быть внесен в Госдуму. Он предлагает дать право Минюсту обращаться в суд с требованием ликвидировать НКО за неоднократное нарушение требований о предоставлении отчетности в «указанном объеме и порядке». А «объем» для «агентов» расширяется: нужно будет сдавать «программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, финансируемых и (или) проводимых при участии иностранных источников» и «содержательный отчет» по их итогам...
Глава СПЧ Михаил Федотов в начале сентября призвал правительство отложить внесение этого законопроекта в Госдуму хотя бы до ноября, когда во исполнение поручения президента должны быть подготовлены предложения «по созданию благоприятных правовых условий для социально ориентированных НКО и НКО, деятельность которых направлена на достижение общественно полезных целей». Законопроект отправили на доработку, а на днях Минюст прислал в СПЧ как бы обновленный вариант. 27 октября его обсудил президиум СПЧ. Г-н Федотов сообщил «МК», что «экспертное заключение 29 октября передано в Минюст».
«Никаких серьезных изменений мы в тексте не нашли, а в сопроводительном письме написано, что изменение концепции законопроекта не предполагается, но концепция эта несовременная», — сказал глава СПЧ. По его словам, «не решив проблему иностранных агентов, нельзя решить проблему поддержки социально ориентированных НКО, ведь большинство в «позорном» реестре — как раз социально ориентированные!» Начать можно было бы с уточнения понятия «политическая деятельность». Сейчас же, считает господин Федотов, «с одной стороны, государство хочет поддерживать социально ориентированные НКО, с другой — создать проблемы НКО, получающим деньги из-за рубежа, но при этом говорит, что денег на поддержку социально ориентированных НКО в бюджете в общем-то нет»...