Он был внесен группой влиятельных единороссов и первоначально предлагал жестко прописать обязанность всех региональных депутатов (вне зависимости от того, работают они на постоянной основе или на общественных началах) ежегодно, к 1 апреля, сдавать декларации о доходах и имуществе своих, своих супругов и несовершеннолетних детей. Причиной появления инициативы стал скандал, вызванный информацией о том, что более 200 региональных депутатов (в основном единороссы) добро и доходы не декларируют, ссылаясь на то, что зарплаты за депутатский труд не получают. В качестве наказания предлагалась высшая, так сказать, мера — лишение мандата. Аналогичную ответственность авторы сочли нужным прописать и для сенаторов, и для депутатов Госдумы, хотя в федеральном парламенте декларации сдают обычно все.
Ко второму чтению текст документа существенно изменился. Отбирать мандаты будут и у муниципальных депутатов, не сдавших декларации вовремя (то есть 3 апреля, к примеру) или не сдавших их вовсе. Одновременно действующий сейчас для депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и региональных депутатов запрет на счета и активы за рубежом распространяется на депутатов, которые занимают какие-то должности в муниципальных собраниях (председателя, главы комитета или комиссии), а также на всех муниципальных депутатов, работающих на постоянной основе, сити-менеджеров и глав администраций. За нарушение запрета предлагается лишать мандата или отправлять в отставку, если речь идет о муниципальной администрации. Кроме того, депутаты всех уровней, включая муниципальный, обязаны будут оповещать о наличии конфликта интересов.
На закрытие счетов за рубежом и отказ от иностранных финансовых инструментов муниципалам отводится три месяца.
Один из авторов законопроекта, вице-спикер Сергей Неверов, накануне на пресс-конференции признал, что закон «в основном касается «Единой России», потому что из более 216 тысяч муниципальных депутатов 165 тысяч — единороссы». Но он считает недопустимым ситуации, характерные для многих регионов, когда «из семи глав комитетов в муниципальном собрании пять возглавляют депутаты, работающие на непостоянной основе, и все они — гендиректора крупных компаний региона».
В зале заседаний Дмитрий Гудков («СР») попытался убедить коллег принять его поправки, которые предлагали лишать мандатов тогда уж и за вранье в декларациях. «Допустим, у вас есть десять квартир, а вы указываете только три, или у вас есть пентхаус в Майами, яхта и «Бентли», а вы указываете лишь какой-нибудь подержанный «Опель», то есть любую филькину грамоту, но вовремя можете прислать — и никакой ответственности!» — говорил он. Под «никакой ответственностью» имелось в виду то, что за вранье в декларациях депутатам всех уровней грозит лишь «ай-яй-яй» Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах и имуществе, и обнародование сведений на официальных сайтах соответствующих парламентов...
Г-н Гудков придумал «ввести порог, после которого вранье становится критичным, — 7,5 млн рублей» — именно такая сумма указана в качестве особо крупного ущерба в статье Уголовного кодекса, карающей за нецелевое расходование бюджетных средств.
Но поддержки большинства это предложение не получило. Глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») сказал, что эта проблема может быть решена «в рамках отдельного законопроекта».
Между тем в официальном отзыве правительства тоже говорится, что «законопроект необходимо дополнить положениями, предусматривающими одинаковую ответственность как за представление заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера... так и за предусмотренные в рассматриваемом законопроекте непредставление или несвоевременное представление таких сведений».
Но мнение правительства было проигнорировано, что случается лишь в тех случаях, когда окончательное решение принимается в Кремле.