Документ («МК» внимательно следил за его судьбой) был подготовлен при активном участии ФССП, внесен в Госдуму группой депутатов из разных фракций и принят в первом чтении в конце января 2015 года. Его сразу прозвали «законом об алиментщиках»: инициатива предполагала введение новой ограничительной меры в виде временного запрета на пользование специальным правом для некоторых категорий злостных неплательщиков по долгам, в первую очередь - алиментщиков.
Подготовленный ко второму чтению рабочей группой с участием представителей заинтересованных ведомств вроде ФССП и МВД текст существенно отличался от первоначального. Настолько существенно, что это стало неприятным сюрпризом для одного из авторов - первого замглавы Комитета Александра Агеева («СР»).
Первый замглавы Комитета Вячеслав Лысаков («ЕР») кратко доложил суть предлагаемых нововведений. В случае отказа без уважительных причин добровольно заплатить долг свыше 10 тысяч рублей пристав сможет не только запретить должнику выезд за границу, но и временно запретить пользоваться правом на управление транспортным средством, причем не только автомобилем, но и воздушным, морским и внутренним транспортом, мопедами, мотоциклами, квадроциклами и самоходными машинами. Запрет будет действовать вплоть до расплаты и может коснуться граждан, чей долг связан с неуплатой алиментов, возмещением вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещением имущественного или морального ущерба, причиненного преступлением. Шанс временно лишиться прав есть и у злостно не исполняющих решения суда, связанных с воспитанием детей (например, если один родитель после развода не разрешает встречаться с ребенком другому родителю). А ко второму чтению было решено распространить новые правила и на злостных неплательщиков административных штрафов...
Для профессиональных водителей, тех, кому надо возить родственников-инвалидов, и граждан, проживающих в отдаленных местах, решили сделать исключение: выбивать из них долги приставам придется другими способами.
Г-н Лысаков заверил: слухи про якобы миллионы россиян, которым может грозить временное лишение прав, лишены оснований - по данным ФССП, в зоне риска примерно 318 тысяч должников. Представитель ФССП Татьяна Игнатьева сообщила депутатам, что сейчас в ФССП зарегистрировано 917 тысяч не оплаченных исполнительных листов только на алиментщиков, но не у всех из них сумма долга превышает 10 тысяч, и не у всех из них есть автомобиль. По её словам, из общего количества в 57 млн. дел по долгам, которые ведет сейчас ФССП, «больше половины - это неоплаченные административные штрафы», и проблема «повальной неуплаты штрафов» остается очень острой. Г-жа Игнатьева напомнила про легендарного москвича, который имел 1047 неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД. А г-н Лысаков добавил: «в недавней аварии на Кутузовском проспекте у одного участника, как выяснилось, 44 неоплаченных штрафа, у другого - 120 с лишним»...
Тут-то г-н Агеев и забеспокоился, которому явно не нравилась метаморфоза, случившаяся с его детищем. «Либо мы увеличим до 50-100 тысяч сумму штрафов, с которой можно ограничивать в специальных правах, либо мы получим массовые перегибы!» - заявил он, напомнив, что «в Москве прокуратура провела проверку, и выяснилось, что больше миллиона штрафов выписаны незаконно!» «В Москве два раза неправильно припарковался (на остановке общественного транспорта, например) - и вот уже 10 тысяч»,- произнёс Алексей Диденко (ЛДПР)...
«Мы предлагаем новое ограничение лишь для тех, кто злостно не платит штрафы!»- ответил г-н Лысаков. А г-жа Игнатьева уточнила, что на уплату штрафа добровольно у гражданина есть как минимум 80 дней, к тому же с 1 января вступает в силу принятый ранее закон, который дает 50% скидку тем, кто добровольно заплатит штраф в течение 20 дней после получения квитанции.
«Мы вводим очень жесткую меру...» - заметил глава комитета Владимир Плигин («ЕР»). Он не добавил «а впереди выборы...», но это было очевидно для всех сидевших за столом.
Сергей Иванов (ЛДПР) сказал, что в стране больше 3 млн. человек имеет доходы ниже прожиточного минимума, и они просто не могут расплатиться с долгами. «Я сам «бомбил» в своё время, когда семью кормить надо было!»- признался он.
«Я не против идеи, но или поэтапно нужно такие меры вводить - сначала для алиментщиков только, а потом постепенно для других категорий должников!»- сопротивлялся г-н Агеев, которому явно не хотелось прослыть в глазах народа крайним. Тут коллеги быстро напомнили ему, что вообще-то первоначально внесенный справороссом текст законопроекта предполагал временно лишать прав и тех, кто не расплатился с долгами по зарплатам, и тех, чьи долги связаны с нарушением авторских прав и с причинением морального ущерба...
Подготовленный к заседанию комитета текст предполагал, что закон должен будет вступить в силу через 10 дней после официального опубликования, то есть ещё до Нового года, но г-н Плигин предложил перенести срок на 15 января 2016 года. «Время введения ограничения можно совместить со временем введения бонуса»,- согласилась представитель ФССП.
«Это и логично, и технично, и красиво! С 1 января бонус вводим, как бы пряник, а потом...» - подхватил г-н Лысаков.
«А сразу после новогодних праздников кнут!» - заметил кто-то из депутатов.
Законопроект может быть принят во втором чтении 23 октября.