В законе, правда, оговаривается, что запрет на передвижения касается «временно оккупированных территорий Крыма, Луганской и Донецкой областей». Самой территории РФ это не касается. Тем более что после фактического сворачивания авиасообщения между Украиной и Россией поезда остаются основным видом перемещения.
Пассажиропоток между двумя государствами, вне сомнений, сейчас упал. Да и поездов стало меньше. В настоящее время отменены прямые поезда между Санкт-Петербургом и Одессой, ходившие по этому маршруту еще с 30-х годов прошлого столетия, между Москвой и Симферополем/Севастополем через украинский Донбасс и Приднепровье. Но отмена прямых авиарейсов, не исключено, заставит большую часть людей, постоянно курсирующих между Россией и Украиной, пересаживаться на поезда. Хотя, как поведали «МК» в министерстве инфраструктуры Украины, план введения дополнительных поездов из Украины в Россию пока не обсуждался.
Напомню: полтора года назад, когда Крым еще официально принадлежал Украине, количество пассажирских поездов, курсирующих между Украиной и РФ, равнялось 46. В настоящее время, по информации пресс-службы «Украинских железных дорог» («Укрзализныци»), из разных городов Украины в Москву, Санкт-Петербург, Кисловодск и Адлер курсируют 19 поездов.
«В течение августа 2015 года из городов Украины в города России пассажирам было предложено в поездах 128 547 мест, из них было выкуплено 120 227 мест. В обратном направлении пассажирам было предложено 128 252 места, реализовано — 97 149 мест», — пояснили в «Укрзализныце».
Со стороны России никаких изменений тоже пока не предвидится. Несмотря на то что в 2014 году отменили все поезда российского формирования на Украину, между странами продолжают курсировать украинские и молдавские составы. Поезда полностью справляются с объемами перевозок, особенно если учесть, что пассажиропоток в сообщении с Украиной снизился на 48%. По информации сотрудников «РЖД», за 8 месяцев 2015 года было перевезено всего 1,5 миллиона человек. Оставшийся один поезд формирования РФ, транзитный, регулярно осуществляет пассажирские перевозки в Кишинев. По пути следования у него всего одна остановка на территории Украины — в Киеве. Также в компании отметили, что заполняемость составов низкая, от 20 до 70%, и это несмотря на то, что некоторые из них состоят всего из 9 вагонов.
Так что с пассажирскими перевозками между РФ и Украиной пока все в порядке. Однако это не касается грузового сообщения. В начале месяца Украина ввела запрет на передвижение российских товарных вагонов по территории Украины. Ответные действия России не заставили себя ждать: ОАО «РЖД» обнародовало решение о запрете с 30 сентября транзита вагонов украинской компании «Укррефтранс». Это ограничение касается всех стран-получателей, в которые украинский груз должен следовать через территорию РФ, кроме порожних вагонов в направлении Украины. Руководитель ассоциации «Укркондпром» Александр Балдинюк на своей странице в соцсети в отчаянии написал: «Железнодорожный транзит для украинских товаров через Россию, кажется, все!.. Это добьет позиции наших экспортеров на традиционных рынках Центральной Азии, Синзян-Уйгурского автономного района Китая и Монголии». Опыт показывает, что украинские власти, войдя в раж, могут не остановиться на достигнутом и действительно прекратить пассажирское ж/д сообщение даже себе в ущерб. Тогда украинцам, работающим в России, и россиянам, имеющим родню в Незалежной не останется другого пути, кроме как через Белоруссию.