Наземная операция
Сирийские правительственные войска одержали ряд побед над группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), освободив несколько населенных пунктов в районе Латакии, Хамы и Идлиба. Наступление, анонсированное на прошлой неделе военным руководством официального Дамаска, началось после бомбардировок российской авиации.
При поддержке сил сирийского народного ополчения были освобождены населенные пункты Кафр-Ажуз и Кафр-Дельба (север провинции Латакия), которые расположены в 20 км от турецкой границы. Об этом передают российские СМИ со ссылкой на военные источники. Также сообщается, что сирийская правительственная армия полностью освободила небольшую долину Кын, которая находится в 25 км от города Идлиба.
По сообщениям ливанского спутникового телеканала Al-Manar, войска сирийского президента Башара Асада также взяли под контроль деревню Атшан под Хамой, где находились отряды радикальной исламистской группировки «Фронт ан-Нусра». В то же время «Аль-Джазира» пишет, что в населенном пункте могла базироваться умеренная сирийская оппозиция. Иранское агентство Mehr сообщает, что под Идлибом правительственными войсками были также взяты деревни Латмин, Маркабех и Лахайя.
Несколькими днями ранее сирийский генерал Али Абдалла Аюб заявил об успехах сирийской армии, связав их с началом военно-воздушной операции России. «Сирийские арабские вооруженные силы начали широкомасштабное наступление с целью ликвидации террористических групп и освобождения районов и городов, которые пострадали от их преступлений, — заявил военачальник. — После российских ударов с воздуха, которые сократили боеспособность ИГ и других террористических групп, сирийские вооруженные силы теперь могут сохранить военную инициативу».
Впрочем, не все смотрят на складывающуюся ситуацию с оптимизмом сирийцев. Так, российский военный эксперт Виктор Мураховский относится с некоторым скепсисом к их преждевременным предпобедным реляциям. По его словам, есть некоторые условия, при которых от сухопутных войск можно ожидать успешных действий, — в частности, вход в зону противника в течение первых полутора часов после «авиаподдержки».
— Можно вспомнить действия Российской армии в конфликте 2008 года, — приводит пример эксперт. — Но я не думаю, что сирийская армия в силу ее состояния способна выполнить все так, как нужно. И если наша армия справилась с задачей буквально в одни сутки, то здесь все может растянуться на недели. Это будет, скорее всего, не выбивание террористов, а их выдавливание.
Истребители
Между тем на конец недели пришлось рекордное количество вылетов самолетов российских ВВC c авиабазы «Хмеймим». Так, 8 октября экипажи впервые поднимали боевые машины в воздух более 60 раз. До этого среднесуточное количество вылетов не превышало 25.
Неудивительно, что массовое присутствие в воздухе боевых российских самолетов вызвало определенную реакцию натовской коалиции.
Так, например, англичанам, по некоторым данным, поступило распоряжение вооружить свои самолеты ракетами воздух—воздух, что до этого не делалось ввиду отсутствия в воздухе возможного противника. Так, во всяком случае, утверждает лондонская воскресная газета Daily Star Sunday со ссылкой на собственные источники в оборонном ведомстве Соединенного Королевства.
— Естественно, такое решение нельзя назвать дружественным шагом. Однако ничего необычного в этом нет — все-таки это зона боевых действий, где появились самолеты, не входящие в коалицию. Причем истребители, которые прикрывают действия наших бомбардировщиков. Понятно, что пилотам самолетов других стран хочется чувствовать себя более защищенными. Хотя совершенно очевидно, что Россия не будет предпринимать никаких агрессивных действий в отношении коалиции, — считает военный эксперт «МК».
Надо сказать, что соответствующим распоряжением как раз и оговаривается, что атаку наших самолетов британским пилотам можно производить в случае, если «возникает угроза их жизням». Очевидно то, что следуй они этой рекомендации — никаких эксцессов возникнуть не должно.
— Пилот по своим приборам отлично видит намерения пилота другого самолета — он может определить, захватил ли тот его как цель или нет, — поясняет эксперт.
При этом, как утверждает издание, обнародовавшее распоряжение, «пилотам британских ВВС дано указание любой ценой избегать контакта с российскими истребителями».
Впрочем, есть и те, кто в принципе считает всю эту ситуацию надуманной.
— Это все информационные фейки, — уверен редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Российская авиация не летает в воздушном пространстве Ирака.
Вертолеты
Между тем еще один аспект активности России в небе «горячего» региона вызывает как опасения за жизни наших пилотов, так и всевозможные информинсинуации. Так, в эфире одного из российских телеканалов было продемонстрировано видео, предоставленное сирийскими военными, на кадрах которого вертолеты якобы наносят авиаудары по позициям боевиков ИГ. Из закадрового текста о том, что сирийская армия при поддержке российской авиации освободила город Бахса, некоторые поспешили сделать вывод об участии наших вертолетов в наземной операции.
В Минобороны на вопрос участия российских вертолетов отвечают однозначно: «вертолеты задействованы только в обеспечении безопасности и деятельности российской авиабазы».
Как именно, рассказал «МК» Виктор Мураховский:
— Вертолеты используются в те моменты, когда самолеты собираются взлетать или когда они заходят на посадку. Они барражируют окрестности авиабазы на тот случай, если там вдруг засели боевики, в тех местах, где есть опасность обстрела наших самолетов.
На вопрос, есть ли опасность для наших пилотов быть сбитыми теми самыми боевиками, от которых они защищают российские самолеты, все эксперты ответили примерно одно и то же. Во-первых, деятельность переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) в зоне, где расположена наша авиабаза, не зафиксирована. Во-вторых, сами вертолеты оборудованы средствами защиты. Прежде всего это тепловые ловушки.
— Ну а от случайностей, конечно же, никто не застрахован, — говорит Виктор Мураховский, — как на войне, так и в мирное время.
Цитата дня
«Американская разведка — одна из лучших в мире, давайте не будем бросать в нее камни. Это одна из самых мощных, но она не все знает и не должна все знать», — заявил Президент России Владимир Путин в эфире, комментируя сообщения CNN о том, что как минимум четыре из 26 ракет, пущенных Россией по позициям «Исламского государства» (запрещена в РФ), упали в Иране. Российский лидер уточнил, что эти крылатые ракеты стоят на вооружении российских войск с 2012 года. «Их дальность — 1,5 тысячи километров, но это, конечно, высокотехнологичное, высокоточное современное оружие», — заявил президент. Путин также сообщил, что крылатые ракеты, направленные против террористов, совершили 147 поворотов. Они шли на высоте от 80 до 1,3 тысячи метров, а их скорость была сопоставима со скоростью реактивного самолета.