19 арестованных чиновников для Коми больше чем достаточно. Именно так думали еще пару недель назад земляки подозреваемого в коррупции главы республики Вячеслава Гайзера. «Больше никого не закроют», — делились с «МК» приближенные Гайзера.
И тут как гром среди ясного неба: арестовали Михаила Брагина.
— Брагин — это не последний человек в городе, известный политик, всегда на виду. Вечный бонза, депутат всех наших созывов, — говорит блогер Андрей Кустов. — Ему принадлежала практически вся наружная реклама города.
После задержания Вячеслава Гайзера Михаил Брагин был одним из тех, кто охотно комментировал арест высокопоставленных чиновников представителям СМИ. Правда, достаточно аккуратно. Обмолвился, что Александра Зарубина, бывшего мужа Лолиты, могли предупредить силовики о готовящихся задержаниях, и тот успел покинуть пределы страны. Предположил, что основные обвинения могут посыпаться на голову бывшего главы республики Владимира Торлопова, который имеет статус неприкосновенности как член СФ. Бросил пару слов о неэффективном расходовании средств властями Коми. В частности, упомянул, что слишком много денег было потрачено на постройку этнокультурного парка, сокрушался насчет выброшенных 700 миллионов на промкомбинат, вспомнил, какая гигантская сумма ушла на строительство пансионата, который так и не открыли. Но в целом правлением Гайзера Брагин остался доволен. Этот факт он не скрывал. И считал, что «все эти аресты нужны были, чтобы отвлечь внимание от других проблем — например, от дела Васильевой».
Про свои дела Михаил Брагин промолчал.
— Я четыре года работал с Мишей в совете Сыктывкара, с 2003 по 2007 год. Он тогда впервые вошел в политику, будучи более-менее известным коммерсантом, — рассказывает экс-депутат Совета Сыктывкара Николай Моисеев. — Когда главой РК был Торлопов, Брагин имел связи с экс-сенатором, который помогал Брагину деньгами. Помню, в какой-то момент всех ошарашило то, что типичный демократ Брагин однажды пошел на выборы в Госсовет от ЛДПР. Не моргнув глазом поменял СПС на ЛДПР. Так и остался он в этой партии. Как я понимаю, это было чисто карьерное движение.
— Брагин стал своим в команде Гайзера?
— Все, кто оказывался в парламенте, почти сразу становились винтиками единой республиканской машины власти. «Патронировал» Брагина задержанный ныне заместитель Гайзера Алексей Чернов. Бизнес Брагина тогда стремительно пошел в гору. Мише удалось даже пристроить в руководство управления по СМИ администрации Коми свою супругу, что свидетельствует о том, что Брагина наш «Желтый дом» ценил. Жил он хорошо, ни в чем себе не отказывал. Дружбу водил только с теми, кто мог оказаться полезным. Внешне выглядел как балагур-весельчак, хотя внутри достаточно жёсток и расчетлив. Таких людей, как Миша, в Коми хоть пруд пруди. Людей, которые в силу каких-то обстоятельств способны легко пойти на предательство. Для меня большая вина Гайзера и его партнеров именно в этом: они умели сделать из человека послушного болванчика, без принципов, нацеленного исключительно на личное благополучие любой ценой.
— Но ведь Брагин баллотировался на пост губернатора. Выходит, являлся конкурентом Гайзера?
— Надо было создать «конкуренцию» Гайзеру. Список конкурентов составлял Чернов — для видимости борьбы и сокрушительной победы Гайзера. Кого только там не было! Вот так Брагин оказался в списке кандидатов.
После выборов губернатора Михаил Брагин и впрямь откровенно ликовал по поводу победы Гайзера и ничуть не переживал за собственное поражение. Из интервью Михаила Брагина от 15 сентября 2015 года: «Думаю, что эта кампания для меня не последняя. Будем набираться опыта, терпения и регулярно участвовать в выборах. Конкурент у меня, я считаю, был только один — это Вячеслав Михайлович Гайзер. Победил он, откровенно говоря, честно».
— Сейчас Брагина вроде обвиняют в торговле депутатскими мандатами?
— Во многих регионах торговля мандатами — это все равно что грибы в лесу собирать. Помню, был у нас в Госсовете один человек, больше напоминающий «братка» 90-х, чем депутата. Так он и не скрывал особо, что попал в совет за деньги.
— Еще вашему бывшему коллеге инкриминируют незаконное предпринимательство?
— А про незаконное предпринимательство и отжимание имущества — это из той же оперы, что и про Гайзера с компанией. Никто Брагину не позволил бы проворачивать дела, если бы он не был в завязке с исполнительной властью РК.
— В таком случае почему Брагина задержали не сразу вместе с Гайзером, а спустя пару недель? Может, на него указали те, кто сейчас сидит в «Лефортово»?
— Возможно, кто-то его и сдал. Но, с другой стороны, я уверен, что у наших органов сегодня имеется досье практически на всех чиновников Коми. Видимо, ждали отмашки.
А вот что думает по поводу ареста Михаила Брагина сыктывкарский журналист «Красного знамени» Валерий Черницын.
— Брагин — бывший военный, не помню, то ли капитан, то ли майор, который в конце 90-х годов приехал в Сыктывкар из Перми. В Коми он занялся в первую очередь медиабизнесом. В дальнейшем к ним присоединились туристический бизнес (фирма «Спутник-Коми») и ресторанный — ресторан «Визави».
— Это неожиданное для вас задержание?
— Его ждали не в первую очередь. Но Брагин входил в ряд тех персон, отношение к которым описывается формулой «он тоже жрал из одного корыта с этими».
— После ареста Гайзера и других Брагин спокойно продолжал ходить на работу, вести активную деятельность?
— Мало того: он продолжал вести в кулуарах Государственного Совета переговоры о каком-нибудь посте типа председателя комитета, а однажды даже во всеуслышание заявил что-то типа того, что сочтет врио главы республики Сергея Гапликова достойным соперником на будущих выборах главы РК.
— Жену его теперь тоже уволят: она возглавляет Агентство Коми по печати и массовым коммуникациям?
— Все ждут со дня на день. Теперь у нее вообще нет ни одного протектора во власти.
— Что он за человек?
— Брагин — веселый, эмоциональный человек, этакий Весельчак У из «Тайны третьей планеты». Крайне беспринципный — об этом говорят и те, кто с ним работал, и сама политическая биография: до 2006 года он был главным спонсором Коми-отделения Союза правых сил, потом с легкостью, за возможность стать депутатом Госсовета, поменял его на ЛДПР.
Помимо задержания Михаила Брагина Коми потрясла еще одна новость этой недели. Скончался 66-летний депутат Госсовета Олег Алтухов, которого еще недавно прочили на место арестованного спикера Госсовета Игоря Ковзеля. По слухам, именно арест Гайзера и его окружения подкосил здоровье Алтухова.
— В последние дни Олег Алексеевич ходил сам не свой, — вспоминают коллеги покойного. — Он ведь тоже был завязан с Гайзером. Да у нас кого ни копни, будь то чиновник или бизнесмен, — все кормились из одной кормушки.
По нашим данным, чистка в Коми продолжается. Порядка 70 человек в Сыктывкаре находятся под подпиской о невыезде. Отстранены и взяты под домашний арест некоторые руководители отделов при администрации. В самой администрации чуть ли не ежедневно проводят обыски. Сотрудники Следственного комитета и ФСБ допрашивают всех, кто так или иначе мог быть причастен к делу Гайзера.