Официальный представитель иранского МИД Марзие Афхам заявила, что Тегеран поддерживает военно-воздушную операцию российских ВВС против ИГ. «Учитывая официальный запрос, который был направлен властями Сирии России, Иран считает военную операцию российских войск против террористических группировок в Сирии необходимым шагом в плане антитеррористической борьбы», цитирует представительницу внешнеполитического ведомства иранское информагентство ИРНА. Также дипломат отметила, что действия Москвы в Сирии помогут решить нынешний кризис на Ближнем Востоке.
Читайте материал: Готова ли Россия воевать в небе над Ираком
Иранские силы уже принимали участие в борьбе против ИГ, однако на территории Ирака. «По некоторым данным, в Сирии, на контролируемой режимом Асада территории тоже находились некоторые подразделения Корпуса стражей Исламской революции, – заявил «МК» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин. – Они взаимодействовали с ливанской «Хизбаллой», которая является креатурой Ирана. Я не слышал, чтобы они принимали участие в крупномасштабных действиях на территории Сирии, но все-таки сейчас, учитывая прикрытие с воздуха со стороны российских ВВС, будет координация действий». «Это связано с тем, что Россия активизировала свою деятельность в Сирии, – также отмечает эксперт. – Тем более мы знаем, что в Багдаде есть информационный центр, куда входят офицеры российской, иракской, сирийской и иранской армий. Возможно, в рамках этого центра и была достигнута договоренность о совместных действиях в Сирии».
Иран считается одним из главных союзников Сирии. Эксперты объясняют эти отношения религиозными связями. Дело в том, что главные места в руководстве Сирии занимают алавиты – представители шиитской ветви ислама. Иран также является шиитской державой. «До того, как стала решаться ядерная проблема, Иран был изгоем как для мирового сообщества, так и в какой-то степени для мусульманских стран, – отмечает в разговоре с «МК» Владимир Сажин. – Основная часть мусульман настороженно воспринимала Иран, но довольно крепкие союзнические отношения были с Сирией. Тегеран и Дамаск даже имели и имеют договор о союзничестве… Конечно, терять такого союзника Ирану просто невозможно. Здесь у них совпадают цели с российскими. Но мне кажется, Иран не особо настаивает на сохранении именно Асада как личности. Все-так их больше волнует то, чтобы в Сирии осталось алавитское руководство».
Аналитик предполагает, что полномасштабных действий со стороны иранских войск ждать не стоит. «Тегерану тяжело вести полномасштабные действия в Сирии, потому что он с ней не граничит, – считает Владимир Сажин. – Нужно проводить операции по переброске войск, вооружения и заниматься логистикой. Я не думаю, что Иран будет сильно расширять свое присутствие». По мнению эксперта, в основном на территории Сирии будут участвовать инструкторы и офицеры Тегерана. Как отмечает Владимир Сажин, собственно иранская армия пока не принимала участие в боевых действиях – дело ограничивалось только подразделениями Корпуса стражей Исламской революции.