Ростовские фермеры встречали Владимира Путина со всей широтой южной души. На середину поля выкатили все, чем богата здешняя земля, — мешки с подсолнечником, огромные тыквы, помидоры величиной с голову новорожденного ребенка, полосатые арбузы и душистые дыни.
Ранней весной виды на урожай были плохие, но майские дожди спасли фермеров от потерь. «У нас говорят: если в мае прошли дожди, дело сделано. Можно в поле больше не появляться!» — радуется Геннадий Гончаров. К приезду Путина пшеницу уже собрали. Но осталась кукуруза. На фоне ее выгоравших стеблей и мумифицированных початков аграрии собирались откровенно поговорить с президентом.
— Ну что же вы, гражданка! Идете на встречу с главой государства, и без документов, — распекали овощевода с известной фамилией Яровую сотрудники кремлевского протокола.
— Вообще-то я на поле шла, — оправдывалась женщина.
К назначенному часу конфликт благополучно разрешился, и все 10 фермеров заняли свои места за накрытым под навесом столом. Хотя к обеду подавали сливовый компот, разговор перво-наперво зашел про вино.
— Ростовская область вторая в стране после Кубани по вину, — авторитетно заявил Александр Ткачев. — Вино у них хорошее, но они вторые.
— Поэтому вы и стали министром сельского хозяйства, — пошутил ВВП. — Хорошо хоть на третье место их не отодвигаете.
Только что избранный губернатор Ростовской области Василий Голубев решил заступиться за регион: зимой здесь холодно, бывают морозы, буквально одна неделя может испортить фермерам всю жизнь. «Поэтому людям больше приходится работать, чем в Краснодарском крае», — подчеркнул он.
Путин во время визита в Ростовскую область посетил фермерское хозяйство
Смотрите фотогалерею по теме
Но главная проблема — это, конечно, импортные виноматериалы, из которых так называемые виноделы разливают «Каберне» и «Мерло». Если бы не они, популярность виноградарства выросла бы не только на Кубани и в Ростовской области, но и на всем юге РФ, считает министр сельского хозяйства.
Он предложил обложить тех, кто нарушает техрегламенты, дополнительными штрафами — эта мера должна коснуться не только винной, но и молочной продукции. При этом на йогуртах, произведенных с использованием пальмового масла, нужно большими буквами писать «пальмовый йогурт», а на лжевине — «напиток из виноматериала». Пусть покупатель сам решает, что ему выбирать.
Владимир Путин между тем решил поинтересоваться насущными проблемами самих фермеров, которым в присутствии президента кусок в горло, естественно, не лез. Что их волнует больше всего?
Оказалось — дефицит удобрений, а точнее, их полное отсутствие. «Нам нужно сеять, заниматься импортозамещением, а удобрений, особенно калийных, на складах вообще нет», — пожаловались участники встречи. «Они еще и выросли в цене на 30%», — со знанием дела кивнул президент. Суть проблемы пояснил вице-премьер Аркадий Дворкович: удобрения, естественно, никуда не испарились, просто производители их продали за границу, решив по максимуму заработать на росте валютного курса.
«Нужно выстроить график с объемами поставок по регионам. Если не выполняют — применять санкции! Повышать экспортную пошлину! — возмутился ВВП. — Рынок есть рынок, но план по обеспечению российских аграриев удобрениями должен быть!»
Один из участников встречи, Дмитрий Ганженко, спросил у Путина, почему государство не занимается пропагандой жизни на селе.
Прежде на телевидении была программа «Сельский час». А теперь людям каждый день рассказывают, как готовить еду, но ничего не говорят о том, откуда она берется.
«Нужно показать красоту жизни на селе, нормальных сельских жителей, а не бандитов и алкоголиков!» — взывал к президенту Ганженко. По его словам, рабочих рук на селе уже катастрофически не хватает. Если ситуация не изменится, наращивать объемы производства, о чем весь год говорят с высоких трибун, будет некому. Владимиру Путину идея понравилась. Он пообещал обсудить ее с руководством российских телеканалов, но почему-то усомнился в их пропагандистских способностях. «Это точно можно сделать интересно. Вопрос — смогут ли?» — пожал плечами ВВП.
Александр Ткачев на совещании заявил, что даже без пропаганды на селе уже сделано немало. Доходы от экспорта продовольствия в этом году на треть превысят поступления от экспорта вооружений.
«10 лет назад экспорт продукции АПК не превышал $3 млрд. За последние годы он увеличился более чем в шесть раз», — уточнил министр и пожаловался на китайцев: — Улыбаются, кивают, но свинину, птицу, растительное масло и зерно пока к себе не пускают, хотя мы абсолютно конкурентоспособны».
Что касается внутреннего рынка, то жесткая политика властей в отношении попавших под санкции продуктов, по мнению главы Минсельхоза, уже принесла свои плоды. «После нескольких актов уничтожения ввоз контрабанды сократился на 80%. И сейчас это единичные случаи», — сообщил Ткачев. Он пообещал, что через 5–10 лет Россия полностью восстановит статус великой аграрной державы и сможет обеспечивать свои потребности в продовольствии на 95–97%. Правда, для этого нужны немалые средства: Ткачев запросил у правительства еще 30 млрд руб., выразив надежду, что планируемое сокращение бюджета не затронет АПК...
А после мероприятий в Ростовской области президент совершил неожиданный поступок — позвонил певцу Элтону Джону.