Региональные парламенты, в которых есть представители либеральной оппозиции, можно пересчитать по пальцам. Сегодня их может стать еще меньше: единственного депутата от «Яблока», Льва Шлосберга, коллеги из Псковского заксобрания намерены лишить мандата. Иначе как нетерпимостью это не назовешь. Ведь вряд ли треснет монолит власти, заручившейся поддержкой 86% населения, если у оставшихся 14% будет хоть какое-то политическое представительство. Скорее он «треснет», если такого представительства у меньшинства не будет.
Но сейчас из-за единственного депутатского кресла, занятого партией ПАРНАС в Ярославской облдуме, вопрос «повышать или не повышать количество мандатов, необходимых для того, чтобы выдвигаться в Госдуму без сбора подписей» всерьез обсуждается на федеральном уровне? Ведь даже если ПАРНАС будет участвовать в выборах, то в парламент пройдет в лучшем, почти невероятном случае пара-тройка человек. Велика ли их политическая сила, когда рядом еще 440 депутатов?
Почему «центром политической жизни», как выразился премьер Дмитрий Медведев, на региональных выборах стала Кострома — единственный регион, где ПАРНАС претендовал на единственный мандат.
Лев Шлосберг тоже оказался «единственным» в Псковской области. Единственным депутатом от «Яблока» в местном заксобрании, владельцем единственной региональной газеты, которая занялась расследованием гибели псковских десантников в Донбассе и написала о возможной причастности губернатора Андрея Турчака к избиению журналиста Олега Кашина.
Вопрос о лишении Шлосберга депутатских полномочий появился в повестке дня после того, как политик принял участие в суде по делу Центра социального проектирования «Возрождение» (он учредитель организации), добиваясь исключения НКО из реестра иностранных агентов.
«Дело Шлосберга» инициировал депутат от «Единой России» Виктор Остренко (который сам много лет работал в центре «Возрождение»), сославшись на письмо прокурора области Сергея Белова, где говорится, что Лев Шлосберг нарушил закон о принципах организации законодательных органов власти субъектов РФ. Этот закон запрещает депутатам участвовать в качестве представителей по гражданским или уголовным делам — кроме случаев законного представительства. Прокурор утверждает, что Шлосберг законным представителем «Возрождения» не был.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин с такой аргументацией не согласен: «Закон действительно есть, — рассказал он «МК». — Однако вопрос о представительстве Шлосберга рассматривал сам суд, и именно суд счел возможным его участие в процессе. В другой инстанции суд отказал ему в участии, он и не участвовал». Политик напомнил, что среди оснований для лишения депутатского статуса, прописанных в федеральном законе, выступления в суде нет.
Однако сам Шлосберг уверен, что дело вовсе не в суде, а в его противостоянии с губернатором. «Он на каждом собрании заксобрания критикует действия или бездействие Турчака, — рассказывает Митрохин. — Например, по вопросу охраны памятников: идет жесточайше давление, есть лоббисты застройки исторического центра, а Шлосберг выступает против». Похоже, что публикация об избиении журналиста Кашина стала последней каплей.
Сергей Митрохин надеется на «вменяемость власти»: политик провел переговоры с федеральными лидерами КПРФ, «Справедливой России» и даже направил письмо главе «Единой России» Дмитрию Медведеву. «Они согласились, что ситуация ненормальная», — заявил он. Если переговоры не помогут, «Яблоко» пойдет в суд.
Лишать Шлосберга мандата или нет, решать не нам с вами. В наших силах только поставить вопрос о нетерпимости власти к оппозиции.