Тут же начались споры: много это или мало. Мы решили в эту полемику не ввязываться и попросили самих участников поделиться впечатлениями.
Протестующим отдали небольшую даже по меркам Марьино улицу Перерва. С неё, кстати говоря, в ноябре 2014-го года стартовал «Русский марш», собравший около шести тысяч человек. На одном конце улицы располагались рамки металлодетекторов, на другом — сцена. Начало было запланировано на пять вечера. К тому времени в Марьино пришли порядка 900 человек. Им раздавали заготовленные плакаты — «Сменяемость = вменяемость», «Пропаганда убивает», «Хватит врать и воровать» — и российские флаги.
"Мне больше всего понравились ребята с плакатами: оппозиция тоже должна быть сменяема, - сообщила корреспонденту МК гражданский активист Анастасия. - Я ходила на все акции, и на Болотную, и на марши мира, но выборы в Костроме и сегодняшний митинг показывают, что наша оппозиция сегодня бессильна. Тем не менее, здорово, - здесь собираются люди самых разных взглядов. Ценность в том, что все они скандирует общие лозунги, главный из которых - освободить политзаключенных".
Люди собрались разные: молодые активисты из "Фонда борьбы с коррупцией" Навального, волонтеры предвыборного штаба "Демкоалиции" в Костроме, представители старшего поколения и оппозиция оппозиции.
Последний раз прогрессивная общественность собиралась первого марта 2015 года. Марш, согласованный со властями в рекордно короткие сроки, прошел от Китай-города до Большой Ордынки. За три дня до того — в ночь с 27-го на 28-е февраля — был застрелен Борис Немцов...
На нынешнем митинге находилась известная активистка «Антимайдана» Мария Катасонова. Организаторы акции приставили к ней двух молодых людей, которые всех, согласно сообщениям блогера Филиппа Киреева в твиттере, предупреждали — здесь «кремлевский провокатор». "МК" Катасонова сообщила, что планирует выпустить по итогам мероприятия видеоролик, где расскажет, за что выходили люди: "Здесь нет конструктива. Я спрашиваю людей: «Кого вы хотели бы видеть президентом?». Говорят, Белова-Поткина, Демушкина (оба — националисты, приложили руку к созданию объединения «Русские», — прим. автора), Немцова. Остальные не смогли ответить. То есть здесь вышли за красивый лозунг. Я была на Майдане в 2014-м — там всё начиналось практически точно так же. Никакой чёткой повестки.
Команда Навального — это национал-предатели. Тот же Яшин, баллотировавшийся в Костроме — он получает деньги за работу на иностранные государства. Естественно, что они не преодолели барьерного порога".
Пенсионерка Галина Александровна, размахивающая российским флагом под "Манифест" Ляписа Трубецкого, уверенно скандировала: "Как должна быть сменяемость крови, так должна быть и сменяемость власти". Историк по образованию, она ходила на митинги еще в 1988-м году. "Требовали того же - демократии и свободы слова". Добиться этого, по мнению пенсионерки, удалось только до 2000-2001-х годов - потом ситуация ухудшилась. "Мы сначала поддерживали Путина, потому что для нас был авторитет Ельцин, но уже через год поняли, что совершили ошибку", - сказала МК женщина.
14-го сентября 2015-го года стало известно: следующие пять лет в костромской облдуме будут работать 28 депутатов-единороссов, три коммуниста, два эсера и по одному самовыдвиженцу, ЛДПРовцу и «Яблочнику». Так закончилась с помпой подаваемая объединенная оппозиционная кампания в Костроме. Им не удалось преодолеть пятипроцентного барьера.
Начал митинг заместитель председателя "Парнас" Илья Яшин с выборов в Костроме, а закончил Алексей Навальный. Не забыли и про политзаключенных, и про расследование дела Олега Кашина, по делу которого оппозиционеры и коллеги-журналисты уже неделю требуют допросить губернатора Псковской области Андрея Турчака. Также выступали председатель «Демвыбора» Владимир Милов, функционер новосибирской «Партии прогресса» Сергей Бойко, работник «Фонда борьбы с коррупцией» Георгий Албуров, главреды «Медиазоны» и The New Times Сергей Смирнов и Евгения Альбац.
Объявляли и минуту молчания памяти Бориса Немцова - но из-за отвратительной слышимости многие этого не поняли, продолжили как ни в чем не бывало болтать и хихикать.
Валерий, одетый в костюм старухи с косой с надписью "смерть коррупции", недоволен не только политикой, но и экономикой: у мужчины небольшой продуктовый магазин, из-за цен приходится работать в убыток. "Продукты дорожают, невозможно ничего планировать, для чего тогда чиновники, если они проблем не решают, - пожаловался Валерий. - Полторы сотки земли пытаюсь взять уже пять лет - не дают, просят взятки". В ходе диалога к нам подошла незнакомая женщина и подхватила социальную риторику: "В Подмосковье отменяют льготные тарифы для пенсионеров. Потребительская корзина - 200 граммов помидоров и огурцов. К зиме нам скажут вообще слова "помидоры и огурцы" забыть?.. Самая главная проблема в том, что нас унижают".
На мероприятии традиционно собирали деньги на помощь политическим заключенным. На митинге по этому поводу присутствовал ранее амнистированный по «болотному делу» Владимир Акименков. К нему подходило много людей — на моих глазах один из посетителей митинга дал пять тысяч рублей.
Настроение у Акименкова было боевое: «Я занимаюсь помощью заключенным уже два года. Курирую сорок человек. Собрал немногим больше двух миллионов. В абсолютных числах цифра большая — но если на сорок поделить, не так много получается».
Вместе с ним деньги собирали еще несколько человек — большинством из правозащитного «Комитета 6 мая». Впрочем, по словам Акименкова, в этот раз помочь согласились даже националисты. Предполагалось, что жертвовать на нужды сидящих призовет со сцены Алексей Навальный — но в его речи ничего подобного не фигурировало.
"Каждый раз ходить на митинги скучновато, - поделился впечатлениями Дмитрий Нестеров из "Белого счетчика". - Мы насчитали около семи тысяч человек; самый неудачный митинг прошлого года собрал примерно столько же. И это говорит о существовании "ядра" - тех, кто готов выходить при любых условиях".