Первая остановка Папы – Куба, куда он прибыл 19 сентября. Здесь его встретил несколько иной вызов. Сделав все, что было в его силах, Папа открыл Кубу окружающему ее миру. Теперь его задача – открыть Кубу римско-католической церкви.
В течении нескольких десятилетий кубинская церковь стонала под давлением коммунистического режима, который привел к почти полной маргинализации католического влияния в стране.
Некоторые называли все это мудрым прагматизмом, подчеркивая, что кубинское правительство постепенно стало отпускать вожжи. Но критики считают, что кубинская церковь оказалась слишком робкой и готовой поддерживать тесные связи с коммунистическим правительством за счет больших свобод, как политических, так и религиозных в кубинском обществе.
У Папы Франциска имеется репутация человека, который говорит прямо и склонен к большим символическим жестам. Вот почему его визит на Кубу находится в центре мирового внимания. Некоторые аналитики думают, что он будет слишком настырным в своей публичной деятельности, но дипломаты в Риме ожидают, что он будет говорить о религиозных свободах в более дипломатической форме: например, требовать большего пространства для церкви в жизни кубинского государства. В настоящее время на Кубе всего 350 священников на 11 миллионов жителей острова, и церкви запрещено иметь свои школы или больницы.
«Думаю, что он будет говорить о гражданских правах, религиозных свободах, о большей роли церкви не только в религиозных, но и в социальных делах, ибо церковь является партнером в развитии страны», — говорит Кен Хэккетт, американский посол при Ватикане.
Церкви и католическая община концентрируются сейчас на том, что предлагают свободные ланчи, одежду, классы после школы, музыкальные группы и библиотеки. Церковь ведет работу даже по организации учебы, которая дает завершившим ее степени кандидатов наук. Такая церковная организация действует в культурном центре в Гаване.
Не совсем прописано на Кубе, какое духовное влияние имеет церковь на население. По заявлению Ватикана, 60% кубинцев являются католиками. Однако, согласно статистике Госдепартамента США, очень немногие регулярно посещают церковь – около 4-5%.
Наиболее могущественной фигурой в кубинской церковной иерархии является кардинал Хайме Лукас Ортего-и-Аламино, который уже готов уйти в отставку. Многие атакуют его как человека слишком податливого в отношениях с кубинским правительством. Сторонники же кардинала считают, что он проницательный религиозный руководитель, знающий как защищать интересы церкви.
В июне кардинал Ортего заявил, что не знает, существуют ли политические заключенные на Кубе. Через месяц он стал причиной очень неприятного инцидента, когда отказался принять список политических заключенных, предложенный ему двумя диссидентами во время приема в посольстве США. Диссиденты стали открыто поносить кардинала, который угрожал, что вызовет силы порядка.
«Вам приходится идти по лезвию ножа, находя пути компромисса с правительством. И это очень тяжелый путь, — говорит Карлос Саладригес, кубинский бизнесмен, который имеет тесные связи с церковью. – Рано или поздно вы упадете или на одну, или на другую сторону. Ортего показал нам, что это именно его тенденция».
Найти замену кардиналу является одной из наиболее сложных и важных задач Папы Франциска на Кубе. Он пропутешествует по всему острову, встречаясь с различными епископами и сможет сам выбрать нового потенциального лидера кубинской церкви, хотя аналитики считают, что это произойдет не скоро.
У Папы Франциска имеются преимущества на Кубе. Дело в том, что он говорит на испанском языке и может реально говорить о социальной несправедливости и западне, которую готовит капитализм. Кубинские официальные круги уже поддерживают такой подход. Напомню, когда Рауль Кастро посетил Ватикан, он шутливо заметил, что Папа Франциск может даже его вернуть в лоно церкви.
Конечно, мало кто ожидает, что кубинское правительство станет на задние лапки перед церковью, вне зависимости от того, насколько популярен Папа. Критики правительства Кастро, в особенности те, которые находятся в Майами, хотят, чтобы Папа открыто раскритиковал президента Кастро. Но их ждет разочарование. Наиболее острые переговоры будут вестись приватно.
«Куба — самая сложная в нынешней поездке Папы Франциска, — говорит Пол Харе, бывший английский посол на Кубе . — Он должен с одной стороны принести на Кубу новые веяния. В его руках находится ключ от кубинской двери».
Откроет ли Папа римский Франциск этим ключом кубинские двери? Вот в чем вопрос.