Частная поездка Сильвио Берлускони в Крым завершилась знакомством с «духовными скрепами» населяющих полуостров народов. Экс-премьер Италии и Владимир Путин посетили Бахчисарай и Херсонес, послушали стихи Пушкина у знаменитого фонтана, сфотографировались с 400-летней шелковицей и заглянули в купель, где якобы крестился князь Владимир. Не обошлось без детей и без шуток: российский президент обнаружил на древних развалинах девочку-Маугли и потребовал с друга Сильвио компенсацию за «грешки» Римской империи.
Два дня подряд жизнь крымчан и гостей полуострова проходила под девизом «На фоне Путина снимается семейство». Где бы ни появлялись высокие гости, жизнь тут же останавливалась, люди бросали свои дела и бежали навстречу президенту, невзирая на грозных секьюрити. Совместные фото, автографы, аплодисменты, сотни пожатых рук... Крики «Живите долго!», «Храни вас Бог!», «Спасибо!». И в честь Берлускони — «Вива Италиа!». Туристы, дамы бальзаковского возраста, прыщавые подростки и, конечно, дети... Особенно Путина тронула чумазая девочка лет пяти, бесстрашно разгуливавшая по развалинами Херсонеса практически в чем мать родила.
— Эй, Маугли, иди сюда! — настойчиво звал он в течение нескольких минут, ухохатываясь над перепачканной ягодами мордашкой. Но малышка заупрямилась. «Не пойду! Я боюсь!» — объявила она, спрятавшись за каменной башенкой, к расстройству не только Путина, но и собственных родителей, уже настроившихся запечатлеть самое главное в жизни «мимими».
В отличие от детей взрослые сами искали внимания президента. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло в компании несостоявшегося директора Херсонесского заповедника отца Сергия Халюты битый час прождали ВВП и Берлускони у входа в Свято-Владимирский собор. Скандальное кадровое решение уже стоило Меняйло репутации. Севастопольцы обходили губернатора стороной. (За целый час к нему не подошел ни один человек!) А в медиарейтинге действующих глав регионов он потерял сразу 53 пункта, скатившись из середнячков на последнее, 85-е место. Впрочем, к приезду Путина конфликт вокруг заповедника был полностью исчерпан. «Херсонес Таврический» передали из ведения местных властей в федеральное подчинение, включив в Единый перечень объектов культурного наследия РФ. Это значит, что отныне все решения о его судьбе будут приниматься на государственном уровне.
Об одном из них президент, воспользовавшись моментом, объявил прямо у купели, где, по одной из версий (которая последнее время практически приобрела статус официальной), крестился князь Владимир. По словам Путина, на базе заповедника предлагается создать историко-культурный центр христианства, причем «не только восточного, но и западного». «Я об этом уже говорил с патриархом. Надо будет всем вместе собраться, подумать, в какой форме это лучше организовать!» — отметил он. Отец Сергий услужливо подсказал, что ранее аналогичная идея была у Николая Второго, однако ее воплощению помешала Первая мировая война... И вот теперь все возвращается на круги своя. Впрочем, понравилось ли Путину сравнение с царем, не сумевшим удержать страну и власть, — еще большой вопрос.
Хотя директор заповедника искренне старалась заинтересовать своим рассказом всех участников экскурсии, Берлускони периодически отвлекался и выпадал из ритма, что в принципе понятно: в Италии таких развалин пруд пруди! Однако и Крым, и Херсонес, по словам экс-премьера, произвели на него большое впечатление. «Вся крымская земля прекрасна, на меня большое впечатление произвела природа — сосны, высоченные горы, море! Просто дух захватывает! Владимир показал мне очень интересные места!» — объявил он туристам, которые толпами ходили вслед за экскурсантами, нервируя охранников. «Бьенвенутти!» — ответили на это простые русские люди.
В экспозиции фондохранилища, где находятся артефакты, свидетельствующие о тесной связи Херсонеса с Римской империей, Владимир Путин решил «подколоть» гостя, припомнив Италии старые «грешки».
— Сильвио, вы натворили дел в Ливии, и ты готов был заплатить. Здесь итальянские войска 300 лет стояли. Ты нам должен, — под громкий смех сопровождающих объявил президент.
— Не итальянские, а римские, — поправил Берлускони. Но отнекиваться не стал. Во время экскурсии он несколько раз повторил, что Италия должна внести посильный вклад, чтобы «благоустроить все вокруг».
Внимание Путина тем временем привлекла присяга жителя Херсонеса времен греческой демократии. Нагнувшись к каменному столбу, он стал зачитывать вслух: «Я не буду ниспровергать демократического строя», «Я буду врагом злоумышляющему и предающему Херсонес», «Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое», «Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам»...
— Владимир Владимирович, вы только что поклялись, — сказал кто-то смелый, когда президент закончил читать.
— Я давно такую клятву принес, еще в 1975 году, — живо отреагировал ВВП.
В том, что глава государства действительно готов советовать народу только «наилучшее» и не хочет принимать сомнительных даров, журналисты смогли убедиться во время импровизированной беседы с Путиным, состоявшейся прямо на развалинах Херсонеса.
— Владимир Владимирович, туристы с юго-востока Украины просили вас присоединить Донбасс к России. Вы готовы пойти на этот шаг?
— Мы душой и сердцем с Донбассом, но, к сожалению, такие вопросы на улице не решаются, — сказал президент. И для ясности повторил: дело серьезное, касается не только Донбасса, но и судеб всей России. По словам президента, главное сейчас — установить прямой контакт между киевскими властями и властями Донецкой и Луганских республик, чтобы реализовать все пункты Минских соглашений. А также приступить к социально-экономической реабилитации юго-восточных регионов. «Слава богу, сейчас уже пошел уголь из Донбасса в Киев! Это значит, что и мы можем начать дополнительные поставки», — заявил президент, пообещав также решить вопросы обеспечения юго-востока Украины газом и электроэнергией.
Впрочем, часть просьб, услышанных в Крыму, Путин все же удовлетворил. В частности, подписал указ о внесении поправок в указ о реабилитации депортированных народов, включив в их перечень итальянцев. (Об этом накануне попросили представители итальянской общины, проживающие в Керчи.) «Да, я это видел», — авторитетно подтвердил слова президента Берлускони. Кроме того, экс-премьер, по всей видимости, стал свидетелем присвоения российского гражданства Рою Джонсу: американский боксер попросил об этом Путина в середине августа, также находясь в Крыму, и вот в минувшую субботу распоряжение наконец увидело свет.
Сам Берлускони буквально пару месяцев назад уверял, что Путин обещал российский паспорт и ему. А в придачу еще и пост министра в правительстве Дмитрия Медведева. Однако Кремль дезавуировал его слова — и больше эта тема (по крайней мере публично) не поднималась. Из Крыма на родину друг Сильвио улетал итальянцем. Но сказал, что будет скучать, и обещал вернуться.