Расположенный в Тартусе материально-технический пункт обеспечения ВМФ РФ, который оставался здесь даже после развала СССР, последние годы обслуживало не так уж много специалистов, всего 4 человека. Сегодня количество сотрудников и охраны значительно увеличилось. Тем более что неподалеку, в Латакии, последние дни ведутся наиболее ожесточенные бои с боевиками «Исламского государства».
Этим некоторые и объясняют вдруг возросший интерес России к данному региону — не допустить захвата нашей территории и со временем вернуть в порт Тартус полноценную военно-морскую базу. Между тем сами сирийцы свято верят, что русские их не бросят при любом раскладе.
В беседе с «МК» это подтвердил и Хиляль Аль-Хиляль, генеральный секретарь правящей сирийской партии БААС.
— Господин Аль-Хиляль, вопрос, который сегодня волнует весь мир, — отправятся ли российские военные официально сражаться в Сирию?
- Давайте не будем говорить об этом в деталях. Есть договоренности на самом высоком уровне. Есть те, кто непосредственно этим занимается. В Сирии сегодня воюют многие страны. В том числе и на другой стороне, против нас. Так почему Россия не может нам помогать? Почему американцам можно вмешиваться, французам можно, а России нельзя?
Союз Сирии с Россией не сейчас возник, во время этой войны, он сформировался задолго до нынешних событий. Наши отношения постоянно развиваются. Показателем этого является резолюция по Сирии, которую хотели принять в ООН, а Россия четыре раза использовала свое право вето, чтобы остановить агрессию других стран по отношению к нам. Россия помогала оружием Сирии и в 73-м году, во время войны с Израилем. Помогает и сейчас.
— Не кажется ли вам, что европейские страны в последнее время все-таки изменили свое отношение к сирийскому конфликту, кардинальным образом пересмотрели его - в лучшую для Сирии сторону? О свержении президента Башара Асада речь уже не идет... Америка готова бомбить позиции боевиков ИГИЛ...
— Просто Запад осознал, что Сирия воюет именно против мирового террора. Ведь вначале они говорили, что причина этой войны — внутренние проблемы в стране, что это конфликт между самими сирийцами. Но это все пройденный этап, в итоге Европа признает, что ошибалась. И поэтому сейчас ищет приемлемый выход из той ловушки, в которую сама себя загнала. Ищет путь для сохранения своего лица.
— Это касается ИГИЛ? Два года назад об этой террористической организации никто и слыхом не слыхал — и вдруг такой взлет! С появлением и распространением ИГИЛ, когда все увидели их жуткие рекламные ролики со средневековыми казнями якобы неверных, сразу стало понятно, в том числе и на Западе, что боялись не того, кого следовало бы бояться.
- Если начинать говорить про ИГИЛ, то это будет бесконечный разговор. Мы считаем, что эта организация была создана и поддерживалась при помощи США, чтобы держать в узде и пугать народы ближневосточного региона. А получился страшный зверь, контроль над которым они потеряли.
Мы думаем, что в ближайшее время ситуация для ИГИЛ ухудшится, что в отношении него Запад прозреет окончательно.
Смотрите, Запад, считающий себя цивилизованным обществом, поддерживал государства, которые воюют против нас, государства, где женщины не считаются людьми, они — второго сорта, они ходят полностью закрытыми и даже не имеют права водить машину. При том что роль женщины в самой Сирии очень велика, так сложилось исторически, наши женщины занимают высокие посты и при этом остаются женами, матерями, а сегодня они еще и защищают родину.
— Я была в Дамаске последний раз два года назад. Это было очень тяжелое время. Круглые сутки велись минометные обстрелы, боевики рвались в столицу, шли бои за аэропорт, многие здания в городе и окрестностях были разрушены. Сейчас же совсем другое дело — лица простых сирийцев наконец просветлели. Есть ли надежда на то, что война скоро закончится?
— Территории, подконтрольные ИГИЛ, освобождаются. Это происходит буквально на наших глазах. Вот мы разговариваем с вами, а уже в течение двух дней многое может и должно поменяться. И если вы все еще будете здесь, в Сирии, то сами все увидите...
ЦИТАТА ДНЯ
Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел РФ:
«Российские военнослужащие в Сирии есть, они там находятся много лет. Их присутствие там сопряжено с поставками вооружений для сирийской армии, которая несет на себе основное бремя противостояния терроризму в лице ИГ и прочих экстремистских группировок, и российские военнослужащие находятся там, чтобы помогать сирийцам осваивать эту технику и готовить ее для применения в антитеррористической борьбе».