Сообщается, что боевики переходят сирийско-турецкую границу, а затем через Турцию стремятся попасть в Европу. Причем, пресловутый участник этой операции утверждает, что инфильтрация экстремистов является частью широкого плана по осуществлению «актов возмездия» в странах Запада, принимающих участие в возглавляемой американцами антитеррористической коалиции. Даже если масштабы проникновения боевиков в ЕС и преувеличены в СМИ, а счет идет не на тысячи, а на сотни или десятки, проблема возникновения «пятой колонны» из джихадистов существует.
– Опасность проникновения экстремистов очень большая, – считает в комментарии «МК» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий ДАНИЛОВ, – поскольку «Исламское государство» и подобные группировки изначально говорят о том, что у них нет фронта борьбы и что борьба проходит везде, война переносится на территорию противника. В данном случае – на территорию Европы. Ясно, что они ищут любую возможность для того, чтобы рекрутировать сторонников и иметь способность проведения акций на европейской территории. Колоссальное нарастание волны беженцев может использоваться теми, кто планирует теракты в Европе. Насколько все это контролируется, сказать очень сложно – очень важно не забывать про теракты 11 сентября. С одной стороны, никто не может исключать повторения подобных событий в том числе и на территории Евросоюза. Но с другой стороны, необходимо учитывать просчеты и ошибки. Полагаю, что спецслужбы работают достаточно напряженно в этом плане. Но насколько эффективно – это вопрос. Вряд ли можно с помощью сети из полицейских и спецслужб выловить в мутной воде миграции всю «рыбу», которая через Средиземноморье попадает в Европу. Скорее всего, работа спецслужб и полиции будет организована на национальном уровне, будет сделан упор на меры противодействия. С точки зрения координации мер, конечно, налажена система координации, существует взаимодействие внутри ЕС. Предлагается создание европейского агентства для координации в сфере противодействия террористическим угрозам. Но стало понятно, что корень проблемы противодействия экстремизму лежит в эффективности национальных сил и средств. Экстраординарность огромной волны мигрантов можно было предсказать после Лампедузы, после Ливии, но как всегда для тех или иных служб, чиновников это оказалось внезапной проблемой, на которую нужно реагировать. И речь сегодня идет именно о чрезвычайном реагировании, а не о выработке стратегических решений...
Со своей стороны отметим, что прибытие под видом беженцев боевиков «Исламского государства» или других экстремистских группировок – несомненно, серьезная проблема. Однако не стоит забывать и о том, что в Европу из Сирии возвращаются многие из тех сотен граждан европейских стран, которые отправились участвовать в сирийской гражданской войне на стороне джихадистов. Эти «ветераны джихада», имеющие европейские паспорта, знающие европейские языки и повседневную жизнь, могут представлять собой гораздо большую опасность, нежели только что приехавшие под видом беженцев сирийские сторонники ИГИЛ. К слову, вполне вероятно, что многие из них предпочитают возвращаться домой не самолетом через Турцию, а при помощи контрабандистов – вместе с нелегальными мигрантами. Еще в марте этого года французский премьер-министр Франции Вальс заявлял, что в Ираке и Сирии воюет около 3 тыс. европейцев, но к концу года эта цифра может, по его словам, вырасти втрое. Так что в любом случае у сотрудников спецслужб стран Европы забот с джихадистской «пятой колонной» хватает и без наплыва мигрантов.
Испанская газета El Pais опубликовала данные по квотам для странам ЕС, которые, предполагает издание, будут в скором времени приняты Еврокомиссией. Согласно имеющейся информации, более половины мигрантов из тех 120 тысяч, что сейчас находятся в Греции, Италии и Венгрии, на себя возьмут Германия, Франции и Испания. Великобритания, Ирландия и Дания от приема беженцев отказываются, Греция, Италия и Венгрия оставят за собой лишь роль транзитных стран.
По данным статистического бюро ЕС Евростат, только за июль границы ЕС пересекли рекордные 107 тысяч беженцев — речь идет об официально учтенных людях. Предыдущий рекорд был поставлен в июне — 70 тысяч. Всего с начала года в ЕС прибыло не менее 600 тысяч человек.