Провести отдельное мероприятие для бизнесменов, заинтересованных в развитии Дальнего Востока, Владимир Путин предложил в конце июня на Питерском экономическом форуме. Проект решили не откладывать в долгий ящик, однако два месяца подготовки оказались слишком коротким сроком для столь крупного мероприятия. Во-первых, организаторы не учли своих возможностей, и широко разрекламировав будущий форум на всех возможных площадках, потом были вынуждены вносить коррективы в списки потенциальных участников.
"Мы думали, что руководители крупных компаний уже не успеют подстроить под нас свои графики, а они успели. В итоге вместо 1000 заявок мы получили 5000", - рассказывал журналистам полпред президента в ДВО, глава оргкомитета Юрий Трутнев. Такое количество бизнесменов не мог вместить не только остров Русский, но и весь Владивосток вместе взятый. Ведь количество гостиничных мест со времени проведения саммита АТЭС в 2012 году никак не изменилось: как было 23 гостиницы на 1900 номеров так и осталось. В итоге многим гостям пришлось отказывать в аккредитации. А те, кто все-таки получил заветное приглашение, были вынуждены жить в непривычных для себя условиях - например, в каюте корабля или в кампусе университета. (Корреспондент "МК" немало удивился, встретив в коридоре общежития для иностранных студентов стайку вышколенных секьюрити. Оказалось, что это друг Путина, бизнесмен Геннадий Тимченко решил позавтракать сырниками перед пленарным заседанием). При этом участие в форуме, естественно, было не бесплатным. Самый дешевый "входной билет" стоил 150 тыс руб. Обычный спонсорский пакет - 17,7 млн руб, пакет официального спонсора - 50 млн руб, а генерального - 70 млн.руб. Какие особые блага положены благотворителям, корреспонденту "МК" выяснить не удалось. Однако большинство участников, нервно поглядывая на запястья стоимостью несколько десятков тысяч долларов и выше, добирались до зала пленарных заседаний по 20-30 минут пешком. Расстояния тут немаленькие, а въезд на территорию форума для личного транспорта и даже такси оказался закрыт.
Владимир Путин прилетел во Владивосток из Пекина и привез с собой Герхарда Шредера, который также присутствовал на параде в честь 70-летия окончания Второй мировой войны. Бывшему канцлеру ФРГ уже не раз доводилось бывать на аналогичном мероприятии в Петербурге, и даже выступать там в качестве модератора и спикера. Однако формат Дальневосточного форума оказался для него в новинку. Пленарное заседание не предусматривало никаких вопросов и ответов, и было похоже на типичное совещание, участники которого по очереди подходили к микрофону и рассказывали о своих проектах и ожиданиях. Владимир Путин в своем выступлении перечислил основные механизмы поддержки инвесторов, решившихся инвестировать в Дальний Восток. Это во-первых, территории опережающего развития (ТОРы), для резидентов которых предусмотрен обширный пакет льгот, режим "свободный порт", распространяющийся на все гавани от Зарубино до Находки, а также льготное кредитование за счет средств Фонда развития Дальнего Востока. "Для успешной конкуренции с другими мировыми центрами мы предлагаем эксклюзивные возможности и преференции. Я специально приехал, чтобы вы услышали о них от первого лица", - сказал инвесторам ВВП. И обращаясь к сидящим рядом с ними чиновникам добавил, что уже принятых решений недостаточно: нужно расширять свободу предпринимательства и подумать об амбициозных проектах, способных сформировать новое лицо российского Дальнего Востока. Президент, в частности, предложил создать в одном из городов Приморья научную лабораторию глобального уровня, такую, как европейский ЦЕРН, где придумали адронный коллайдер. В этой работе, по его мнению, могли бы принять участие все страны Азиатско-тихоокеанского региона. Не забыл ВВП и об индивидуальных предпринимателях: они должны получить от государства земельные участки площадью до 1 Га. Причем, без проволочек и абсолютно бесплатно. "Прошу правительство России в короткие сроки рассмотреть соответствующий законопроект и внести его в Госдуму", - сказал Путин.
Помимо чиновников, предпринимателей и Герхарда Шредера, из третьего ряда партера речи российского президента внимательно внимала Памела Андерсон. Накануне она посетила Центр реабилитации тигров, и возможно, под впечатлением от этого визита была одета в платье с разноцветными дикими кошками. Бывшая модель просила организаторов о личной аудиенции с Путиным (несколько месяцев назад она, как известно, написала ему письмо с просьбой заступиться за финвалов - редкий вид китов). Однако ВВП предпочел общение с другой звездой: в компании Стивена Сигала и высокопоставленного китайского чиновника Ван Яна он посетил строящийся на острове Русский океанариум, где подробно рассказал гостям о касатках и других потенциальных обитателях пока еще пустующих аквариумов. Ну а Андерсон пришлось заняться Сергею Иванову. Оказалось, что глава президентской администрации является куратором программы сохранения дальневосточного леопарда (в общем, котики на платье в любом случае оказались кстати).
Путин тем временем на минуту забежал к работникам нефтегазовой промышленности, чтобы поздравить их с предстоящим профессиональным праздником, и выступил с кратким приветствием перед иностранными инвесторами, уже заключавшими соглашения с российскими партнерами. По мнению ВВП, число участников, авторитетный состав и объем сделок свидетельствует о том, что первый Дальневосточный форум состоялся, а механизмы поддержки, разработанные правительством, успешно работают.
Комментируя по просьбе журналистов общее положение дел в российской экономике, президент сказал, что "ничего необычного не происходит" и " это мы уже проходили". Генеральная линия властей, по его словам, должна заключаться не в разбазаривании золотовалютных резервов и бездумных бюджетных тратах, а расширении свободы предпринимательства. Что касается цен на нефть, то правительство их не контролирует, напомнил Путин. Все зависит от мирового рынка, и текущие корректировки были вполне ожидаемы, в том числе в связи с появлением новых крупных игроков в лице Ирана. Президент заявил, что в нынешних условиях считает целесообразным переход на годичный бюджет и намерен просить Госдуму поддержать эту инициативу правительства. "Невозможно предсказать, как будут вести себя мировые рынки, - пояснил он, - Более-менее точно спрогнозировать ситуацию можно только на год".
Однако наиболее яркое заявление Путин сделал по тематике, далекой от программы Дальневосточного форума, хотя и немаловажной для востока (да и всего мирового сообщества) вообще. Президент признался, что в течение последних месяцев проводит интенсивные консультации о создании международной коалиции по борьбе с ИГИЛ со всеми заинтересованными лицами - Бараком Обамой, президентами Турции и Египта, а также королями Иордании и Саудовской Аравии. Главная цель - несмотря на разные подходы, "наладить какую-то координацию". По словам президента, Россия понимает, что параллельно в Сирии должны происходить политические изменения, и ведет соответствующую работу с Башаром Асадом. "Асад с этим согласен вплоть до проведения досрочных парламентских выборов", - проинформировал глава государства. Он также намекнул на возможность участия России в военной операции против ИГИЛ. Но пока говорить об этом преждевременно, подчеркнул ВВП.