Выборы — это та «печка», вокруг которой начинают плясать сразу же по завершении переговоров. И которая в итоге превращается в «очаг напряжения». После «Минска-1» власти ДНР и ЛНР, как и было заложено в соглашении, начали к ним готовиться. Назначили проведение выборов на 2 ноября. И тут же президент Порошенко внес в Раду предусмотренный Минскими соглашениями закон «об особом статусе Донбасса». Все хорошо, все по плану. Но в своем законе Порошенко в одностороннем порядке определил дату выборов в регионе на 7 декабря. Почему он назначил именно этот день, хотя, согласно Минским договоренностям проведение выборов было согласовано в период с 19 октября по 3 ноября? Неизвестно. Объяснение звучало просто: «выборы должны быть проведены по украинским законам. А они (ДНР и ЛНР) все нарушают». Поскольку внятной логики в действиях властей Киева не было, политики ДНР и ЛНР пошли на принцип и провели выборы тогда, когда и назначили — 2 ноября. И ситуация из разряда «утром рано два барана повстречались на мосту» завершилась соответственно — мост не выдержал. «Минск-1» фактически прекратил существование.
Хотя сказать, что все прочие пункты соглашения до этого безоговорочно выполнялись, нельзя.
Прекращение огня, на которое особо уповали, продержалось три дня. Уже 8 сентября по Донецку вновь лупили «Грады». Аэропорт, который по договоренностям должен был быть оставлен украинскими войсками, так никто и не освободил. Бессмысленные бои за пустые бетонные коробки бывшего аэропорта Украина превратила в эпос «Легенда о киборгах».
Как потом поведали украинские волонтеры, за время противостояния в аэропорту погиб 1541 украинский солдат и около тысячи ополченцев.
В середине января 2015 года была поставлена точка — «легенду о киборгах» погребли обвалившиеся перекрытия аэропорта и на горизонте отчетливо замаячили очертания «Минска-2». Хотя перед ними еще была целая череда кровавых провокаций — подрыв автобуса на блокпосту под Волновахой, обстрел остановки троллейбуса в утренний час пик в Донецке...
Вместо означенных в соглашении пунктов о налаживании экономического взаимодействия Киев с ноября перестал выплачивать пенсионерам ДНР и ЛНР пенсии и пособия. А в январе был введен пропускной режим передвижения в зоне АТО, чтобы жители подконтрольных ополчению территорий не могли ездить за деньгами в другие города...
«Минск-2» мог поставить точку в этой череде «ответных ударов». Но, как всегда, камнем преткновения стало проведение местных выборов.
По февральским соглашениям, выборы в органы местного самоуправления на территории ДНР и ЛНР должны быть проведены до конца года. Власти самопровозглашенных республик опять отреагировали раньше и назначили проведение выборов в ДНР — на 1 ноября, а в ЛНР — на 18 октября. После чего Киев решил, что выборы в этих регионах должны пройти тогда же, когда и во всей Украине — то есть 25 октября.
Как обычно, руководство ДНР и ЛНР никто об этом не спросил и не уведомил. Что является нарушением Минских договоренностей. Но бог бы с ним, зная характер украинской власти, можно было бы на этот раз посмотреть, что будет, если ДНР и ЛНР пойдут на попятную и согласятся провести выборы в означенный срок.
Однако республикам и такой возможности не дали. Ведь в принятом Радой и вступившем в силу законе о местных выборах «запрещено проводить голосование 25 октября на территориях, контролируемых ополчением». То есть — «вы должны провести выборы 25 октября, но мы вам это запрещаем».
Западных политиков забыли уведомить о тонкостях украинского законотворчества, поэтому ЕС и США уже сурово заявили, что если самопровозглашенные республики не послушаются Киева, то Россия будет наказана очередными санкциями. В этой ситуации кажется, что Россию специально втянули в переговорный процесс, чтобы всегда иметь удобный повод покарать. Политики всех рангов не раз говорили, что «Минска-3» не будет. Думается, это действительно так.