— Антон Васильевич, во фракции не считают вас предателем?
— Ну, во всяком случае, мне никто этого не говорил. Думаю, что члены фракции и ее руководство понимают разницу между фракционной дисциплиной и конституционной законностью. Если мы все будем принимать законы, которые противоречат Конституции, то мы можем очень далеко зайти. Считаю, что наш запрос будет иметь далеко идущие последствия.
— Но вы ведь не опротестовываете саму возможность отмены прямых выборов. И что это тогда меняет? Муниципальные депутаты, скорее всего, выберут тот же самый «кривой» вариант.
— Что они выберут — это уже другой вопрос. Но сейчас-то их вообще лишили права выбора. Конечно, они могут предпочесть непрямой вариант, но у населения есть право их переизбрать. В органах местного самоуправления есть разные силы. Кто-то заинтересован в прямых выборах, кто-то нет. Но это и есть политическая борьба. Во всяком случае, никто не должен ограничивать их конституционного права на выбор того способа формирования органов муниципальной власти, который больше всего им подходит. Сегодня же речь идет о попытке ликвидации местного самоуправления как такового.
— Как много, кстати, сегодня муниципальных образований, в которых произошла отмена прямых выборов мэра?
— Если брать и столичные, и республиканские центры, то таких, думаю, уже больше половины.
— Чем это обосновывается?
— Знаете, есть хорошая сомалийская пословица, которая гласит: если корова не хочет идти в стойло, она обязательно найдет угол, о который можно почесаться. Говорят, например, что во власти нужны профессионалы или что коней на переправе не меняют. Или «нужно обеспечить единство власти». Чтобы и мэр, и депутаты думали одинаково. Я спрашиваю: кому это нужно? Избирателям? Но ведь такое «единство» означает потерю какого-либо контроля над исполнительной властью.
— А вы сами сторонник прямых выборов мэра?
— Страна у нас большая, и в разных регионах может быть по-разному. На Северном Кавказе, например, прямые выборы, возможно, действительно были бы не лучшим вариантом. Но это в любом случае должны решать сами муниципалитеты. С формальной точки зрения федеральный закон пошел им навстречу — расширил возможности формирования муниципальных органов власти. Но не ограничил при этом аппетиты и притязания губернаторов, которые, воспользовавшись этим пробелом в законе, конечно же, задушили местное самоуправление.