Как известно, отношения между двумя Кореями далеки от добрососедских. Однако нынешняя ситуация рискует стать самым острым моментом за прошедшие пять лет — с инцидента на острове Енпхендо 23 ноября 2010 года, ставшего, в свою очередь, первым обменом обстрелами между странами с 1970 года.
Читайте материал: Ким Чен Ын привел армию КНДР в боевую готовность
К чему могут привести нынешние события, в чем причина обострения многолетнего конфликта, и как можно снизить напряжение?
«Вряд ли стоит ожидать новой большой войны на полуострове, но того, что произошла определенная эскалация ситуации, нельзя отрицать, – комментирует «МК» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр ЖЕБИН. – Если в 2010 году конфликт развернулся вокруг острова Енпхендо, находящегося в спорных водах, на периферии, то сейчас обе Кореи обменялись ударами по территории двух государств. И не исключено, что эта артдуэль может быть продолжена в ограниченных масштабах на другой линии разграничения, в том числе, и на море.
Причина же нынешней ситуации — упорный отказ США и Южной Кореи считаться с интересами безопасности КНДР. Кроме того, сыграло роль, прямо скажем, провокационное поведение южных корейцев, возомнивших, что осталось немного «поднажать» на Северную Корею и режим там рухнет. Только так можно расценить возобновление пропагандистского вещания вдоль демилитаризованной зоны. А это ведь прямо противоречит межкорейским документам: есть подписанное главами двух правительств «Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах» от 1991 года, где стороны обещали воздержаться от агрессии в отношении друг друга, пропагандистских войн, попыток сменить строй и т.д.
К сожалению, Южная Корея после прихода к власти Ли Мен Бака и затем Пак Кын Хе, принадлежащей к тому же политическому лагерю, понадеялась, что совокупность санкций, введенных ООН, а также США и их союзниками в одностороннем порядке, вызовет развал северокорейского режима. Это привело к интенсификации совместных военных учений, проводимых Вашингтоном и Сеулом в непосредственной близости от КНДР, одни из них проходят сейчас. В ходе этих маневров, в частности, открыто отрабатываются операции по установлению административного контроля над центрами другого государства — очевидно, над Пхеньяном. Все это вызывает негодование в КНДР и используется ими для оправдания для ракетно-ядерных разработок, проводимых северными корейцами. Дело в том, что, в силу ограниченности возможностей, Северная Корея не может состязаться с США и Южной Кореей в области обычных вооружений. И Пхеньян стал искать выход в развитии своего ядерно-ракетного потенциала.
Все эти процессы очень тесно связаны. Но главным ключом к разрядке обстановки, на мой взгляд, является отказ не на словах, а на деле от попыток сменить режим в КНДР, возврат к диалогу. Он возможен - это доказали периоды президентства Ким Дэ Чжуна (1998-2003) и Но Му Хена (2003-2008), которые поняли, что силовое решение корейской проблемы будет катастрофой как для Севера, так и для Юга. И они выбрали путь постепенного узнавания двумя частями страны друг друга, поиска компромисса. Если сейчас Республика Корея вернется на этот путь, разрешение нынешнего кризиса и предотвращение подобных ситуаций в будущем вполне возможно.
Прежде всего, двум Кореям надо вернуться к соглашению 1991 года и другим межкорейским документам - хотя бы к части, предусматривающей отказ от нападок друг на друга. Соблюдение этих пунктов исключает пропагандистское вещание, запуски воздушных шаров с пропагандистскими материалами. Репродукторы ведь работали и со стороны Северной Кореи, но в 2004 году от этого решено было отказаться, поскольку стороны поняли, что это не соответствует новому духу отношений. То есть компромисс вполне возможен — при наличии политической воли в обеих государствах. И, возможно, ООН стоит вмешаться, и обратиться с призывом не только к КНДР, но и к Южной Корее отказаться от пропагандистских войн».