На заявления из Киева в зоне АТО привыкли сильно не реагировать. В столице своя реальность — с большой политикой и большой дипломатией. Там можно говорить «подведем артиллерию» и будем «соблюдать Минские соглашения». В Мариуполе хорошо понимают, что 152 мм САУ и установки «Смерч» легко достанут до города из Новоазовска. И что этот самый Новоазовск так же легко достает крупнокалиберная украинская артиллерия, отведенная под Володарское. К тому же с понедельника войска стали возвращаться на свои позиции. Колонны бронетехники слышала вся Волноваха. Они шли как по трассе в сторону Мариуполя (куда-то передислоцировались), так и по посадкам в сторону Староигнатовки.
В этих селах черт ногу сломит — Новоигнатовка, Староигнатовка, Николаевка… На всех солдат не напасешься. Поэтому даже к словам о боях, которые начались в тех краях рано утром 10 августа, все относятся с небольшим недоверием. Корреспондент «МК» дозвонился до жительницы Староигнатовки по имени Любовь, которая живет на окраине Староигнатовки с «украинского» конца.
— У нас солдат в селе до этого не было особо, — рассказывает она. — Мы вроде как считались ничейными. А тут как начала бить артиллерия со стороны ДНР в полях. И ночью в темноте с выключенными фарами начала заходить техника украинской армии. Они же не видят ничего в темноте! Мы выходили, пытались показывать, чтоб не снесли газораспределительную станцию. Она через три дома. Вроде с этим обошлось. А когда бой был, все в подвалах залегли. Село пострадало, но бог миловал, ни одного раненого. Сейчас (11 августа) украинская армия занимает все высоты за селом. Стреляют…
По сообщению штаба «Обороны Мариуполя» в бою под Староигнатовкой погиб один и ранены 9 человек. Другие источники говорят о 7 погибших и 11 раненых. Разночтения связаны с тем, что в бою участвовали бойцы запрещенного в России «Правого сектора», которые возглавили контратаку. Среди них тоже есть погибшие.
С полуночи, утром и днем 11 августа Волноваха слышала разрывы от «прилетов». Во вторник по городу пронесся слух, что пора запасать воду — повреждена фильтровальная станция в Новотроицком. Слух оказался верным, с обеда в домах Волновахи, как до этого в Донецке, не стало воды.
Изменилась и тональность высказываний в силовых структурах страны. Источник в штабе АТО заявил «МК», что с понедельника ополченцы ведут разведку боем по всем направлениям — ищут слабые места. В свою очередь источник в СБУ сообщил, что, по их данным, в ближайшие 7 суток самопровозглашенные республики могут пойти в наступление. «Данные разведки ясно говорят о такой возможности», — передал он «МК».
Из ДНР, конечно, все выглядит принципиально иначе. Еще в понедельник там заявили, что бой под Староигнатовкой произошел из-за попытки ВСУ прорвать оборону ополченцев. При этом в Минобороны самопровозглашенной республики заявляют, что силовики своих попыток не бросили и только решили собрать побольше сил для нового наступления в районе Широкино. Туда, как говорят в Донецке, стянули около 2 тысяч морских пехотинцев, вышедших из Крыма и прошедших уже три ротации в зоне боевых действий.
По данным ополченцев, за сутки противник нарушил перемирие 39 раз, выпустив по их территории 506 снарядов из тяжелой артиллерии, в результате чего один человек погиб и трое получили ранения... Как тут не вспомнить, что во вторник и среду в Минске собираются рабочие группы, которые должны обсуждать вопросы снятия блокады с Донбасса и проведения там местных выборов. Это кажется настолько абсурдным, что стороны конфликта попросили вновь собраться нормандскую группу, которая, по выражению полпреда ЛНР Владислава Дейнего, должна вместо них «решить проблемы, связанные с минским процессом». Когда это произойдет, пока неизвестно.