В 2001 году Россия уже подавала аналогичную заявку – но тогда она была отклонена. Однако в последние годы нашей страной было проведено немало исследований в Арктике, результаты которых теперь используются для обоснования российских претензий на расширение границ континентального шельфа.
Цена вопроса – приращение исключительной экономической зоны на 1,2 млн квадратных километров в Северном Ледовитом океане. Это позволит увеличить доступные России запасы углеводородных ресурсов более чем на 5 млрд тонн условного топлива, указывает Би-би-си.
«Частичная пересмотренная Заявка Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева — Альфа и Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования», — говорится в российской заявке. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты, а в случае продолжения шельфа за пределы этих границ страна может расширить свою границу до 350 миль. В российской заявке говорится, что перечисленные районы океанического дна являются естественными компонентами материковой окраины, к которым «не применяется дистанционный лимит 350 морских миль от исходных линий».
– К этой заявке долго готовились, – комментирует «МК» научный сотрудник Института США и Канады РАН Дарьяна МАКСИМОВА. – Шансы на благоприятный исход есть. Заявка в дальнейшем будет рассматриваться комиссией ООН по границам континентального шельфа. Когда это будет, пока неизвестно, поскольку многое зависит и от других арктических стран, которые еще не все подали заявки. Будем ожидать, что рассмотрение будет благоприятным, поскольку Россия основательно готовилась к этому событию.
– В чем принципиальное отличие нынешней заявки от той, что была подана в 2001 году?
– Тогда, в 2001 году, заявка не была рассмотрена, поскольку была поправка о том, что доказательства должны быть более конкретными. Тогда не были предоставлены Россией все необходимые показания, которые требуются для определения границ континентального шельфа. Сейчас же было проведено много экспедиций...
– Рассмотрение в комиссии ООН носит скорее объективный и научный или скорее политизированный характер?
– Думается, это будет научный подход. В прошлом году была одобрена заявка России на Охотское море по границам континентального шельфа (речь об участке площадью 52 тысяч кв. км – «МК») – хотя, казалось бы, как раз уже начинался кризис в отношениях между нами и Западом. В том числе и Япония выступила против нас – но уже до этого Япония и РФ договорились о своих границах по Охотскому морю и, соответственно, когда в комиссию попала российская заявка, комиссия рассмотрела конкретные данные и одобрила заявку России. Сейчас, полагаю, то же самое будет с заявкой на арктический континентальный шельф. Будут смотреть конкретные данные, нет ли спорных зон с другими государствами. Вообще комиссия не может рассматривать заявку в случае, если существует спор по границам с какой-либо страной. Комиссия дает рекомендации по решению этих споров.
– Можно ли предугадать реакцию на российскую заявку стран, которые претендуют на полярные районы?
– На Северный полюс претендуют Дания и Канада, а США еще не подавали заявок, поскольку не подписывали Конвенцию по морскому праву. Возможно, канадцы и датчане будут как-то реагировать на нашу заявку. Но комиссия будет рассматривать конкретные данные – независимо от международных споров.