«С учетом того, сколько требуется государству средств и сил на призыв, обмундирование, обучение новобранцев от условного бухгалтера до среднего солдата. С учетом невозможности достичь высокой квалификации воинов, при текущей мотивации и подготовке мобилизованных... Армию нужно сейчас и немедля переводить на профессиональную контрактную основу, снизив численность войск и увеличив зарплаты», - считает глава МВД.
О том, кто и как служит в украинской армии, ходит немало грустных историй — голодные, одетые в рванье, не мытые... К тому же среди вооруженных сил страны оказалось немало уголовных элементов, у которых за плечами может быть 5-6 судимостей. Сам Аваков признавал, что зачастую другие люди просто отказываются отправляться на Донбасс.
Однако, на счету министра уже есть начатая реформа по преобразованию милиции в полицию. Ее результаты тоже всем хорошо известны. На фасаде перерождения силовиков красивые фотографии модельной внешности полицейских. Украинские власти гордятся тем, что в рядах их полиции самый большой процент женщин в Европе. На одно место полицейского претендует 8 человек, заявляют в Киеве.
Вот только закон о правах и обязанностях «копов» до сих пор не подписан и потому они вроде бы есть, но делать ничего не могут. Например, 27 июля в центре Киева на Крещатике полицейские отказались вызывать эвакуатор, чтобы убрать неправильно припаркованный автомобиль, хотя именно они теперь выполняют функции ГАИ. Причина проста: не вступили в силу изменения в закон «О дорожном движении». На вопрос журналистов, что же теперь делать, пресс-секретарь МВД Артем Шевфенко честно ответил: «Ждите владельца автомобиля и бейте ему морду».
Чем может закончиться новая инициатива Авакова, «МК» узнал у экспертов:
Сергей Марков, политолог:
Фактически украинская армия больше не может формироваться на основе мобилизации из-за массовых уклонений от службы. Например, в Черновицкой области произошла утечка из военкоматов. Выяснилось, что призвано 600 человек, а 10 тысяч где-то прячутся. И вообще вся Украина «встала на крыло» - люди сотнями тысяч бегут в Россию, Евросоюз и так далее. Это тоже сказывается на боевом духе солдат. В этих условиях, силовики могли решить поставить условие Порошенко, либо он создает контрактную армию, либо ужесточает методы призыва. Но контрактную армию создать не получится, так как все, кто хотел уйти воевать за деньги, уже сделали это, записавшись в территориальные батальоны. Другое дело, что предложение Авакова может подтолкнуть власти к созданию контрактной армии из иностранцев. На европейцев и американцев у Киева может не хватить денег, а вот на выходцев из Средней Азии, работающих у них гастарбайтерами, запросто.
Ростислав Ищенко, украинский политолог:
Предлагать Порошенко можно что угодно. Но чтобы перевести армию на контрактную основу, надо иметь две вещи: деньги и контрактников. Ни того, ни другого на Украине сейчас нет, и не предвидится. Что касается добровольческих батальонов, то они не являются армией, и они всеми силами упираются от того, чтобы оказаться в официальных силовых структурах. Некоторые из них, формально числятся в МВД или ВСУ, но все равно подчиняются только своим командирам. Из таких подразделений никакой контрактной армии не получится — им нравится быть штурмовиками фашистского образца. К тому же максимум их наберется около 20-30 тысяч человек, но это слишком мало для полноценной украинской армии. Поэтому, все, что остается украинским военкоматам, это продолжать ловить уклонистов — нужно набрать 60 тысяч человек, а у них получается в три раза меньше, но это лучше, чем ничего.