- В чем причина возникшего противоречия? Ведь в Минских соглашениях вроде бы все прописано так, что можно сразу понять - выполняются они или нет.
- Вы верно отметили, что в минских соглашениях формулировки четкие. Несмотря на это, только в части политических договоренностей киевские власти нарушают 4, 9, 11 и 12 пункты февральского комплекса мер. Не буду повторять целиком все их, но вот что касается изменений в конституцию, пункт 11: “Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года”.
В примечании, кстати, изложены конкретные гарантии для жителей республик - что они не будут уничтожены киевской властью после принятия новой конституции и законов. Прямо предписывается учет особенностей отдельных районов Донецка и Луганска в тексте конституции. Прямо предписывается необходимость согласования с представителями Донецка и Луганска. Но Киев ничего не учел и не согласовал.
- А с кем согласовывать, если украинская сторона отказывается признавать нынешних руководителей Донецкой и Луганской республик?
- Зато Киев не отказывается признавать Захарченко и Плотницкого представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Это прописано в преамбуле меморандума от 19 сентября прошлого года, опубликованном ОБСЕ и подписанным официальным представителем украинского президента Лоенидов Кучмой. Подписанным уже после принятия Верховной Радой законопроекта об особом статусе отдельных районов Донбасса.
Киев постоянно меняет правила игры. Когда выгодно - признает Захарченко, когда не выгодно - не признает. Эта избирательность - один из способов для Киева профанировать выполнение минских соглашений.
Другой способ – затянуть рассмотрение вопроса, а потом всех поставить перед фактом собственных односторонних действий и развести руками – дескать, ничего уже не сделать, закон принят. Все эти "изысканные" украинские хитрости раскусили обычно лояльные к Порошенко европейцы – на днях МИД Франции уже прямо потребовал от Украины не затягивая начать диалог с республиками Донбасса по вопросу о децентрализации.
- Киевские власти утверждают, что позиция Донбасса учтена в новых законах и поправках к конституции...
- Утверждать - не значит подтверждать. Еще в мае республики отправили свои предложения в конституционную комиссию и передали их журналистам. Киев предпочел демонстративно их не заметить. Согласования с республиками не было. В нынешнем тексте поправок в конституцию нет даже намека на особый статус отдельных районов Донбасса.
Киев сжульничал, упомянув лишь вскользь эту тему в переходных положениях. Да и то, не конституции, а всего лишь самого закона о внесении поправок. То есть с юридической точки зрения это ноль. Издевательство! И это точно не устроит республики, поскольку никак не гарантирует неизменность статуса особых районов и долговременность такого их нахождения в составе Украины.
Киев легко передергивает факты. Например, киевские чиновники ссылаются на положительное заключение Венецианской комиссии на текст поправок в конституцию. И даже тут лукавят. Венецианская комиссия отметила, что «проект поправок не обеспечивает конституционную основу для предложений, направленных на урегулирование нынешнего конфликта в Украине”. Точку зрения о конституционном закреплении особого статуса Донбасса поддержал и генсек Совета Европы Торбьерн Ягланд.
Вообще, если посмотреть внимательно, то порошенковские поправки в конституцию явно противоречит первоначально заявленным целям децентрализации. Многие украинские политики считают что о децентрализации речь не идет, наоборот - резко усиливается центральная власть. Олег Березюк, глава фракции «Самопомощь» в Верховной Раде, входящей в правящую коалицию, заявил, что они не будут поддерживать такие поправки в конституцию, поскольку они наносят ущерб регионам.
- И как видятся дальнейшие шаги? Ведь остается все меньше времени для реализации минских договоренностей.
- С принятием поправок в конституцию, не обсужденных с республиками, Киев пройдет точку невозврата. Порошенко будет выдавать свои несогласованные действия за выполнение Минска-2 и требовать от ДНР и ЛНР отдать под его контроль границу с Россией. Республики, конечно, на это не пойдут, поскольку обман очевиден. Думаю, что Германия, Франция и Россия не будут делать вид, что их устраивает киевское прочтение Минска-2.
Видимо, урегулирование затянется по срокам и выйдет за пределы 2015 года. При этом принципы Минска-2 останутся незыблемыми. Ими не будут поступаться ни Меркель, ни Путин. Подтверждением данного варианта служат слова председателя Европарламента Мартина Шульца, рекомендовавшего сторонам сохранить на следующий год «соответствующий формат решения конфликта на востоке Украины в случае, если он не разрешится до конца действия соглашения "Минск-2", который заканчивается в нынешнем году”.
- Не могу не воспользоваться случаем и не спросить у вас по поводу внутренней политики. Недавно в нашей газете было опубликовано интервью экс-главы управления внутренней политики Олега Морозова. Он сказал что до 2011 года в политической сфере был совершен целый ряд ошибок. Вы были в числе руководства управления в тот период. Как вы можете прокомментировать слова Морозова?
- Если бы это не был мой старый знакомый Олег Викторович Морозов, можно было бы назвать то интервью образцом фальсификации новейшей истории. Будем считать его мнение субъективным. В России есть специфическая традиция – каждый новый начальник считает себя немного богом и убеждает, что до него ничего и не было, что землю, небо и звезды создал он. Ну а в лучшем случае оценивает предшествующее как имитацию, которую он превратил в реальность.
Интервью повеселило. Например, реакцией на "угрозы" со стороны одного из оппозиционеров. Преувеличение опасности для власти со стороны оппозиции тоже традиция. Что, впрочем, не мешает самим чиновникам, находясь уже (или еще) в оппозиции, пугать власть направо и налево. Помните, как в 1999 году соратник Олега Морозова по блоку ОВР Георгий Боос заявил, что находящиеся в Кремле посчитают райской судьбу Чаушеску? Это угроза или имитация?
Поражает, как много достижений Путина во внутренней политике и как президента и премьера в 1999-2011 годах вдруг объявляются имитацией на столь высоком уровне. Замирение Чечни, реинтеграция ее в Россию, разгром олигархов, разворот политики в пользу большинства, создание “Единой России”, до сих пор являющейся партией власти, на которую власть делает ставку - все это была имитация? Олег Морозов сам был видным деятелем “Единой России” и отвечал за ее идеологию. Он тогда был имитацией или сейчас что-то имитирует?
- Он говорит об имитации в деле построения настоящих политических институтов.
- Понимаете, во время работы в администрации я занимался политическим планированием и знаю, как все происходило на самом деле. И политический склероз мне пока не грозит. Да и вам, как журналисту ведущего политического издания страны, наверное, многое помнится. В какие годы было создано большинство из работающих сейчас политических институтов? Разве в последние три года? Гораздо раньше.
Путин не один год создавал в России мощные политические институты. С начала нулевых судебная и правоохранительная система были выведены из-под олиграхов и поставлены под контроль государства. Были созданы институты полпредов, провластное большинство в Госдуме и местных парламентах, консолидированы медийные ресурсы государства и сформированы группы лояльных власти интернет-активистов. Не говоря уже о молодежных движениях. Да и не только молодежных – профсоюзных, например. Я хорошо помню, как в середине нулевых проводились массовые акции политических сил, вызывавшие широкий общественный резонанс. Вы же об этом писали.
В первые два президентских срока Путина была создана Общественная палата, сформирован Совет по правам человека. Многочисленные молодежные лагеря – Селигер, Машук, Бирюса возникли тогда же. Теперь лагеря организуются в других местах, но по тем же образцам. Даже нынешний Народный фронт сформирован по подобию и из тех же людей, что совет сторонников “Единой России” и беспартийное движение “За Путина!”, возникшее задолго до 2011 года. Разве не на все эти структуры и институты сформированные до 2011 года опирается и сегодня политическая элита?
Система работает! Что касается возвращения выборности губернаторов, которое Олег Морозов считает достижением "реальной" политики, то и тут есть неувязка. В политических кругах хорошо известно, что идею вернуть выборность губернаторов и облегчить регистрацию партий предложил Владислав Сурков, кстати, задолго до Болотной. Эти идеи были предложены по заданию Владимира Путина, который тогда был премьером, но уже планировал политические реформы.
Закончу вопросом к Олегу Морозову - если до вас все было "имитацией", то почему политическая система преодолела кризис декабря 2011 года? Отвечу сам. Потому что задолго до этого были созданы эффективные политические институты.